0
1681
Газета Общество Интернет-версия

03.09.2008 00:00:00

Письма на волю

Тэги: заключенные, образование, переписка


заключенные, образование, переписка Дорога к условно-досрочному освобождению начинается в храме.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

В культурно-просветительском центре «Покровские ворота» в Москве 28 августа состоялась встреча с Натальей Пономаревой, сотрудницей сектора взаимодействия с уголовно-исполнительной системой (УИС) Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и исправительными учреждениями Московского Патриархата. Корреспондент «НГР» задал ей несколько вопросов о том, как Церковь окормляет православных верующих, находящихся в местах лишения свободы.

– Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, о вашей работе. В чем заключается ваше тюремное служение?

– Сектор тюремного служения в нашем Синодальном отделе активно действует уже около восьми лет. Я работаю в нем шесть лет. За это время мы разработали и осуществляем ряд программ тюремного служения. Я занимаюсь организацией переписки с заключенными в местах лишения свободы. Писем достаточно много, и для того чтобы отвечать на все, мы организуем работу групп людей, которые берут на себя связь с теми или иными исправительными учреждениями и с ними переписываются. Такие группы волонтеров есть и в Москве, и в регионах. Каждая группа – это около десяти человек, увлеченных своим делом и отвечающих на письма из мест лишения свободы.

Есть другая программа – образовательная. Дело в том, что в процессе переписки мы поняли, что заключенные приходят к Богу, даже принимают крещение и очень хотят получить какие-то элементарные знания о вере. Но они по понятным причинам не могут учиться в духовных семинариях. Поэтому в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете мы разработали систему дистанционного образования для заключенных. Дистанционное – не значит заочное. Это образование осуществляется на расстоянии, по переписке, заключенные могут пройти некоторое количество базовых курсов. Таких курсов четыре: курс по четвероевангелию, два курса по катехизису (краткий и объемный) и еще один курс по основам нравственности. По благословению Патриарха эта система была опробована и работает в разных общинах в местах лишения свободы.

– Выдается ли свидетельство об образовании?

– Да, обязательно. В нем указано, что тот или иной курс, разработанный на миссионерском факультете ПСТГУ, успешно завершен.

– И сколько заключенных обучается по этой программе?

– Достаточно много. Недавно их было около восьми тысяч, но, к сожалению, спонсор ушел из этой программы и обучающихся осталось меньше. Сейчас этой программой на добровольных началах занимаются наши волонтеры. Кроме дистанционного образования у нас есть программа формирования тюремных библиотек, аудио- и видеотек. Работает программа «Доброе слово» – заключенные пишут свидетельства о том, как они пришли к Богу. Кроме того, мы работаем в епархиях, проводим на местах конференции, обучаем работе с нашими программами.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?

– Если говорить о работе волонтеров, то трудности самые разные. У тех, кто решил сам приезжать в места лишения свободы, они одни, у тех же, кто переписывается с заключенными, – совсем другие. Чаще всего решение проблем зависит от дружественных отношений, установленных между духовенством и руководством колоний. Сейчас мы организовываем программу для следственных изоляторов города Москвы, и я была поражена, насколько люди в погонах открыты к взаимодействию с Церковью. Трудно себе представить что-либо с нашей стороны, чего бы они не поддержали. Другое дело, что с нашей стороны предлагается не очень много...

– Несколько месяцев назад «НГ-религии» опубликовали статью, полученную в письме от заключенного одной из колоний (см. «НГР» № 8 от 21.05.2008). Он указал на недостаточность правовых оснований для прикрепления священников к определенным тюрьмам и следственным изоляторам. Ведь по закону священник может быть приглашен только по просьбе самого заключенного. Проводите ли вы какие-либо семинары по правовым основам тюремного служения?

– Конечно, такая работа ведется. Сейчас готовится сборник материалов в помощь тюремному священнику. Там целый раздел посвящен правовым основам. Что касается письма от заключенного, то его, конечно, нужно сначала обсудить со специалистом, который хорошо разбирается в проблеме и знает ситуацию в тюрьме. Перепиской с заключенными мы занимаемся много лет, пишут они по-разному. Если речь идет о колонии обычного или строгого режима, то в них, как правило, есть молельная комната или храм. Любой заключенный может попросить о встрече со священником. Священник приходит туда в лучшем случае раз в неделю, в худшем – раз в квартал. Вы сами понимаете, у нас есть такие регионы, где священников мало, а исправительных учреждений много и расположены они в такой глуши, куда и на собаках не доедешь. Всегда нужно разбираться, из какой колонии пришло письмо, какая конкретно проблема волнует автора.

Если говорить о тех, кто заключен пожизненно, то там свои проблемы, поскольку такие заключенные содержатся в камерах с особо строгим режимом. Например, священник может приходить каждую неделю, а человека по тем или иным причинам не выпускают из камеры – тогда мы работаем с тюремным начальством. Или, быть может, священник приходит реже – тогда мы начинаем разбираться с епархией. Часто пожизненно заключенные пишут: «Священник к нам не ходит!» Но помилуйте, как это организовать, если в день священник может встретиться максимум с семью-восемью заключенными, а желающих сотни? Священники, работающие в таких колониях, рассказывали мне, что иногда им за недостатком времени приходилось просто окроплять заключенных святой водой через окошки в дверях камер...

– Вы координируете переписку с заключенными. Скажите, что они вам пишут? Бывают ли письма исповедального характера?

– Да, иногда люди спрашивают: поскольку священник не доходит, можно ли исповедоваться? Здесь важно понимать, что православная исповедь – это не обязательно подробное рассказывание всей своей подноготной, это в первую очередь осознание своей греховности и покаяние. И, конечно, видя искреннюю исповедь и чувствуя по тексту письма, что происходит у человека в душе, священник может ее принять и прочитать разрешительную молитву. Сейчас таких исповедей все меньше, поскольку люди чаще получают возможность исповедоваться священнику в тюрьме лично.

– Большинство заключенных рано или поздно выходят на свободу. Скажите, что делает Церковь в плане социальной реабилитации?

– Та система социальной реабилитации, которая была в Советском Союзе, сейчас разрушена. Государственной системы, которая отслеживает освободившихся заключенных, нет. Это призыв к государству – систему социальной реабилитации нужно восстанавливать. Чем помогает Церковь? Она осуществляет локальные программы, если они поддержаны материально хотя бы какими-нибудь спонсорами. Это, например, материальная помощь по восстановлению паспортов. В каждом городе есть система трудоустройства, мы ее хорошо знаем и можем предоставить полную информацию человеку, который хочет устроиться на работу. Ведь заключенные выходят совсем в другой мир и им нужна хотя бы какая-то информация о том, куда идти и что делать дальше. Наконец, в Церкви есть некоторое количество духовных реабилитационных центров, куда могут прийти люди после освобождения.

– Может ли Церковь и конкретно Синодальный отдел, в котором вы работаете, повлиять на вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением заключенных?

– Во-первых, есть система комиссий и подкомиссий по амнистии, в их работе часто принимают участие представители духовенства. Во-вторых – что касается нашего Синодального отдела, – мы иногда пишем ходатайства об условно-досрочном освобождении. Для этого заключенному нужно в первую очередь получить характеристику священника. Ведь часто люди используют сотрудничество с нами только как лазейку – если не для освобождения, то для улучшения своих условий в тюрьме. Для нас важно искреннее раскаяние, которое можно легко проверить, если есть взаимодействие между нашим центром, тюремным священником, главой общины, самой общиной и управлением по воспитательной работе исправительного учреждения. Когда все они сходятся во мнениях относительно серьезности и искренности раскаяния, тогда мы смело доверяем человеку и идем ему навстречу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2379
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1582
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1209

Другие новости