Главный санитарный врач намерен строго следить за соблюдением высоких стандартов экологически чистого производства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
С этого месяца в России начали действовать санитарно-гигиенические требования к органическим продуктам. В США, Европе и Японии они известны уже лет 30, а в России их пока можно встретить только на прилавках дорогих гастрономов. До недавнего времени соответствие этих продуктов всем экологическим стандартам было на совести продавцов и их поставщиков. Теперь же они должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам Роспотребнадзора. Впрочем, как рассказал «НГ» глава ведомства Геннадий Онищенко, побаловать себя органическим питанием могут не только клиенты дорогих магазинов и ресторанов, но и менее состоятельные россияне, имеющие свой огород.
– Геннадий Григорьевич, почему вы издали постановление о санитарно-гигиенических требованиях к органическим продуктам именно сейчас?
– Ну ничего неожиданного в этом нет. Когда потребность утолить голод удовлетворена, человек начинает задумываться о том, что он употребляет в пищу. Так было во всех цивилизованных странах, так происходит и у нас. У нас, конечно, как всегда, процесс переосмысления чего-либо протекает тяжело. То и дело возникают различные страшилки: по поводу гормонов, антибиотиков или какого-нибудь пищевого красителя. Иногда это следствие информационного межсезонья, когда надо чем-то поразить зрительскую или читательскую аудиторию, иногда проявление конкурентной борьбы на рынке. Последний ужастик – генно-модифицированные продукты. О них рассказывают всякие небылицы, не базируясь на научных данных, а давая волю своей фантазии. Все чаще заходят разговоры об экологически чистых продуктах. В магазинах и ресторанах появились продукты, которые называются органическими. Но степень их соответствия категории органических продуктов, как правило, определял сам поставщик или продавец. В этой связи и возникла необходимость четко сформулировать, что же такое органические продукты.
– Так что же это такое?
– Мы их определяем как пищевые продукты, произведенные с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, которое, в свою очередь, получено без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормонов, ветеринарных препаратов, генно-модифицированных организмов (ГМО). Такие же требования предъявляются к землям, на которых могут произрастать органические продукты. На поле в течение двух лет не должны применяться пестициды, химические удобрения. Вода для полива тоже должна быть соответствующая, даже трубы, по которым она поступает. Такие же требования предъявляются к пастбищам, на которых пасется скот, от которого будут получать молоко и мясо. Три года пастбище не должно обрабатываться никакими химическими препаратами, за последние шесть лет не должно быть ни одного случая коровьего бешенства. Все подробно перечислено в постановлении, которое опубликовано на сайте Роспотребнадзора.
– Для России такие продукты – экзотика?
– Органические продукты получают на основе естественных технологий. Это никакая не экзотика. Питаются ими и богатые, и бедные. Что я имею в виду под бедными? Это те, кому в силу экономических условий приходится жить натуральным хозяйством. Там не используется никаких пестицидов, ядохимикатов, гормонов и антибиотиков. Овощи и фрукты, а иногда и птицу они выращивают собственноручно на шести сотках. Богатые – напротив, могут позволить себе платить за еду любую цену. Ведь сегодня производить органическую пищу в промышленных масштабах очень дорого. У нас есть очень богатые люди, которые ничего из продуктов питания в России не покупают. Им все доставляется самолетами из Европы, где существует специальная торговая сеть. И доставляется заказ не в магазин, а прямо на дом клиенту. Разумеется, это стоит дорого.
Что касается органических продуктов, которые худо-бедно продаются в России, то возникла необходимость хотя бы рамочно определить, что это такое. Это вовсе не значит, что вся остальная пища плохая. Все, на что есть разрешительные документы, можно потреблять, и подавляющее большинство населения планеты и нашей страны потребляет. Культура питания не в том, чтобы есть только органические продукты. Можно питаться органической пищей и болеть. Кстати, 100 лет назад, когда были только органические продукты, продолжительность жизни была гораздо меньше. Сейчас сплошь и рядом живут по 80 лет и больше, в том числе в нашей стране. Но пусть у человека будет выбор. В ЕЭС, кстати, сформулированы точно такие же требования к органической пище, как и у нас.
– Всегда полезно смотреть правде в глаза, отдавать себе отчет, что ты ешь, какое молоко даешь своему ребенку – натуральное или порошковое.
– Это уже совсем другой вопрос, к органической пище как таковой не относится. В опубликованном нами «Техническом регламенте по молоку» четко разграничиваются понятия цельного молока и молочного напитка (то, что называлось восстановленным молоком). Существует два способа получения молочного порошка – распыление молока при температуре 150–180 градусов, другой – когда молоко разливают на горячую поверхность. Потом его разводят водой и делают молоко, которое долго хранится. Теперь такое молоко, будет называться молочным напитком.
– То есть то, что мы покупаем в магазине, – это молочный напиток?
– Как правило, да. Но не надо шарахаться от молочного напитка. Мы же пьем его всю жизнь. Есть еще стерилизованное молоко – это натуральное молоко, которое нагревают за доли секунды до очень высокой температуры и тут же охлаждают. Его можно хранить полгода. Но это натуральное молоко, в котором с помощью современных технологий убита вся микрофлора.
– Ее убивают именно высокой температурой или антибиотиками?
– Ну что вы, антибиотики при приготовлении молока не используются. Их используют на другой стадии – при выращивании скота, чтобы он не болел. Той курице, которая все лето гуляет по травке, антибиотик не нужен. Он нужен той, которая живет всего 35 дней, кормится искусственными кормами и света белого не видит. Конечно, качество мяса у нее совсем не такое.
– Восстановленное молоко, куры, выращенные таким способом, в них нет ничего вредного?
– При соответствии всем нашим требованиям, к антибиотикам и к гормонам в том числе, они разрешены для питания. Не знали мы раньше, что такое химия, что такое ГМО, но ведь были же и пшеница первого, второго и третьего сортов, и куры трех категорий, и яйца. Все в пределах параметров, допустимых для питания.
– Хорошо, это не вредно. Но органическая пища полезнее?
– Не могу так сказать. Не всегда и не всем. Есть натуральное молоко из-под коровы – и есть такое же точно молоко, в которое добавлен, допустим, йод. Второе молоко гораздо полезнее. Потому что и у коровы, и у нас не хватает йода, который мы естественным путем не получаем.
Не без участия СМИ народ у нас получил целый набор гастрономических фобий. Боятся, например, ГМО. Это не вредно, но если человек опасается, то пусть не покупает такие продукты. Поэтому я сейчас требую, чтобы на этикетке крупным шрифтом были обозначены все параметры продукта. Если человек боится, что в пище содержится что-то вредное, она не пойдет ему на пользу. Пусть у него будет выбор – пусть покупает органические продукты.
– В СМИ появились сообщения, что вы собираетесь запретить замороженное мясо, прежде всего импортных кур.
– Давайте не будем никого пугать. Совершенно очевидно, что мясо только что зарезанного животного имеет совсем другой вкус и потребительские свойства. Но далеко не для всех этот фактор является определяющим. Люди с низкими доходами покупают мороженые куриные ножки. Речь идет о том, чтобы в детском питании использовалось только свежее мясо. Никто ничего запрещать не собирается. Но должны быть выполнены все санитарные требования.