Два случая осквернения могил зафиксированы на минувшей неделе в России. На Бабигонском кладбище в пригороде Санкт-Петербурга и на еврейском кладбище в Нижнем Новгороде вандалы разгромили более 100 надгробий. Причем в Северной столице осквернители начали погром с участка, где захоронены преимущественно ветераны Великой Отечественной войны.
У всех народов могилы предков являются объектами поклонения. Все религии мира расценивают любое посягательство на места захоронений как святотатство. Покой усопших во всех цивилизованных странах защищен законами. Россия в этом плане – не исключение. Но остановить вал кладбищенского вандализма в нашем отечестве не удается.
За минувший год по фактам осквернения могил в России возбуждено более 1,5 тыс. уголовных дел, но к суду были привлечены всего 148 человек, а к реальному сроку лишения свободы приговорен только один преступник. Впрочем, по мнению экспертов, исключительно карательные меры решению проблемы не помогут. Проблема кладбищенского вандализма не нова, и связана она с утратой традиционных моральных ценностей, с пробелами в воспитании молодежи и с растущем социальным расслоением.
Нарушители вечного покоя
«Это крайне разношерстая публика в смысле возраста, пола, социального статуса, – раскрывает папку с документами руководитель службы безопасности ГУП «Ритуал» Сергей Шамарин. – Объединяет ее, пожалуй, лишь одно – все эти люди без бога и царя в голове». Однако есть один признак, который позволяет весьма четко классифицировать эту категорию преступников, – мотивационный.
По словам Сергея Шамарина, самой распространенной разновидностью кладбищенского вандализма в столице являются преступления с корыстной мотивацией. Самым ярким примером такого вандализма стало похищение бронзового бюста известного ученого Абдулхалата Бакирова на Даниловском кладбище. Пропажу обнаружил его сын, посетивший 3 марта могилу отца. Милиция быстро вышла на след вандалов, которыми оказались двоюродные братья Иван С. и Михаил В. Попались они при попытке сдать в пункт приема цветных металлов могильные таблички. Вандалы признались, что воровство бюста – тоже дело их рук, но сбыть его они не смогли, так как приемщики отказывались брать скульптуру, догадываясь о ее происхождении. По информации правоохранительных органов, оба брата – алкоголики, ведут асоциальный образ жизни. Оба имели судимости, причем Михаил отсидел два года за аналогичную кражу, совершенную в 2000 году.
Второе место по распространенности занимают преступления, связанные с деятельностью сатанистов и дьяволопоклонников. «Летом прошлого года я лично видел последствия сатанистских ритуалов на Ваганьковском кладбище, – рассказал корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы «Ритуала» Сергей Воробьев. – На четырех захоронениях в отдаленных участках мы видели такую картину. На могиле, осыпанной просом либо каким-то другим злаком, лежала фотография девушки, пронзенная кинжалом. По периметру цветника разложены свечи, а вокруг раскиданы окровавленные куски печени, почек и других внутренностей животных. Были также повреждения и разрушения». По словам Сергея Воробьева, обряд сатанисты скорее всего провели либо вечером, либо ночью, а группа из службы безопасности «Ритуала», по сообщению кладбищенской охраны, прибыла утром. «На всех четырех местах, которые мы осматривали, появлялись парень с девушкой, – вспоминал наш собеседник. – Оба в черных одеждах, на груди цепочки с кулонами в виде черепа. Однако доказательств того, что они участвовали в обряде, у нас не было, и мы ограничились тем, что взяли на всякий случай у молодых людей паспортные данные. Он – студент престижного московского вуза, она – нигде не училась и не работала».
Но ваганьковский эпизод – детская шалость по сравнению с тем, что произошло ровно год назад на Кунцевском кладбище, где было разрушено около 100 могил. Надгробные кресты, которые не разваливались под ударами, налетчики пытались выкорчевать. Милиции удалось задержать вандалов. Ими оказались двое подростков, один – 14-летний, другой – 15-летний, оба – жители микрорайона Кунцево. «По нашим данным, они являются представителями молодежного течения сатанинского толка – «Готы», – отметил Сергей Воробьев. – Однако уголовное дело в отношении них не возбуждалось, так как оба были несовершеннолетними».
У службы безопасности ГУП «Ритуал» имеется даже особый календарь, отражающий даты оккультных событий, когда сатанисты проявляют особую активность и проводят свои ритуалы. В эти дни, а чаще ночи для кладбищенских охранных служб объявляется «повышенная боевая готовность».
Обычное хулиганство – тоже довольно распространенная разновидность кладбищенского вандализма. «Есть люди, которые, подвыпив, готовы крушить что угодно – хоть вагоны в метро, хоть погосты, – поясняет Сергей Шамарин. – Такие обычно, протрезвев, каются, голову пеплом посыпают, но, вновь выпив, выплескивают свою «удаль» тем же образом».
Акты вандализма, за которыми стоят мотивы расового, националистского или религиозного характера, по утверждению Сергея Воробьева, в столице практически сошли на нет. «Раньше были такие случаи, но за последние два года таких фактов не было», – наш собеседник стучит по дереву. К сожалению, того же нельзя сказать о всей России. В конце прошлой недели на старейшем кладбище Нижнего Новгорода «Марьина Роща» неизвестные вандалы осквернили девять еврейских захоронений, в том числе могилу главного раввина города Иегуды Берштейна. Это не первый случай осквернения могил в еврейском квартале данного кладбища. Факты вандализма имели место и на нижегородском Ново-Сормовском кладбище, здесь были осквернены надгробные памятники в татарском квартале. Впрочем, не один Нижний Новгород грешит этим, осквернения могил с явно экстремистскими мотивами фиксировались в этом году в Воронеже, Уфе, Кургане, Красноярске, Чебоксарах, Омске, в городах Орловской, Свердловской и Архангельской областей.
По словам руководителя департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Боруха Горина, случаи вандализма на еврейских кладбищах происходят достаточно часто. По данным ФЕОР, в 2005 году на еврейских кладбищах России было зарегистрировано семь случаев вандализма, в 2006-м – 11 случаев, в 2007-м – 11 случаев. В результате действий вандалов осквернены более 300 могил. «По нашему мнению, такие преступления совершают случайные люди, одурманенные в результате распространения антисемитской литературы и иной информации экстремистского характера, – заявил Борух Горин. – Правоохранительные органы по-разному реагируют на подобные выходки, но стоит отметить, что в последнее время их отношение к этой проблеме стало намного серьезнее.
Вандалы культурной столицы
Петербургские вандалы перестали быть приверженцами какой-либо одной идеологии. Вандализм в городе принимает самые разнообразные формы, а мотивы отличаются более чем существенно. В мае традиционно усиливается активность осквернителей могил. Вандалы-неонацисты стараются приурочить свои преступления к празднованию Дня Победы. Самое громкое преступление в этом году произошло 13 мая в пригороде Петербурга на Бабигонском кладбище. Вандалы осквернили примерно 100 могил. Пострадали около 70 надгробий и 30 крестов. Причем преступники не просто мазали памятники краской, как это обычно бывает. Многие надгробия были свалены и разбиты. Больше всего страдали могилы военнослужащих. Судя по всему, вандалы определяли их по фотографиям людей в форме. Также осквернению подверглись могилы цыган. Примечательно, что преступники не оставили никаких следов, которые могли бы помочь определить мотивы преступления. О том, что это были неонацисты, можно только догадываться – никаких символов или знаков вандалы не оставили.
Как рассказал «НГ» источник в городской прокуратуре, раскрываемость преступлений по статье 214 УК РФ (вандализм) остается на низком уровне. Лишь в 30% случаев удается найти злоумышленников. «Если преступников не удалось поймать на месте преступления или найти по горячим следам, вероятность их задержания в дальнейшем практически равна нулю. Но даже если вандалов ловят, им чаще всего удается отделаться штрафом. Реальный срок не получает практически никто», – добавил источник.
Не исключено, что проблема низкой раскрываемости преступлений связана с тем, что государству дешевле ликвидировать последствия вандализма, нежели принимать меры по его искоренению. Ежегодно на восстановление разгромленных могил выделяется около 1 млн. руб. Организовать круглосуточную охрану кладбищ с патрулированием явно обойдется дороже.
Стоит, однако, отметить, что в этом году наибольший резонанс получила вовсе не история о разгроме Бабигонского кладбища. Больше всего петербуржцев возмутило хищение 20 бронзовых орлов с ограды Александрийской колонны на Дворцовой площади. Инцидент произошел в конце марта, а менее чем через месяц группа злоумышленников открутила еще девять государственных символов. Впрочем, на этот раз милиция оказалась бдительнее – преступники сбежали, оставив свою добычу на площади. А буквально на днях милиционеры задержали молодого человека, который снял очередного орла и пытался спрятать его под куртку. На допросе он заявил, что хотел подарить фигурку своей девушке.
Пост на погост
Как бороться с такими вандалами, не знает никто. На Дворцовой есть все средства безопасности – освещение, видеонаблюдение, ограждение, милиция. Но желающих «спилить птичку» от этого меньше не становится. Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Вера Дементьева предложила даже организовать изготовление и продажу в районе Дворцовой площади сувенирных орлов, отлитых в тех же формах, что и оригиналы. А недалеко от колонны организовать аттракцион «распили болванку», чтобы любой желающий мог что-нибудь отпилить без вреда для исторического памятника. Насколько действенной будет эта мера, покажет время.
Сергей Воробьев из ГУП «Ритуал» считает, что самый эффективный способ борьбы с кладбищенским вандализмом – усиление охраны погостов. «Тот факт, что в Москве резко сократилось число осквернения могил по экстремистским мотивам, мы прямо связываем с реализацией охранных программ», – подчеркнул он. Однако даже в благополучной столице проблемы с охраной кладбищ не до конца решены. Ситуация здесь следующая. Из 71 существующего в Москве кладбища под охрану взяты только 37, чуть больше половины. Всего в охране задействованы 75 постоянных постов, 15 сторожей, 19 собак, 67 видеокамер, используется пять тревожных кнопок. Но это, повторимся, в столице. Провинциальные погосты по-прежнему остаются, что называется, легкой добычей для вандалов всех мастей.
Кто должен возмещать убытки, причиненные действиями погромщиков? По теории – сами погромщики. Но даже если преступление раскрыто, это еще не значит, что причиненный ущерб будет возмещен. К примеру, дело с кунцевскими несовершеннолетними готами закончилось тем, что ГУП «Ритуал» выделил 3 млн. руб. и восстановил около сотни порушенных надгробий и крестов. Даже если бы кунцевские готы оказались совершеннолетними и оказались бы за решеткой, наивно полагать, что они возместили бы причиненный ущерб. Заработать такие суммы в местах исправления, где царит безработица, абсолютно нереально. Как нереально бывает взыскать ущерб и с асоциальных элементов, все состояние которых – то, что на них надето. Поэтому восстановление порушенного ложится либо на родственников захороненного, если таковые имеются, либо на ГУП «Ритуал», либо это делается, что называется, в складчину.
Преступления без наказания
Кладбищенским вандалам обычно грозят две статьи УК РФ – 214-я (вандализм) или 244-я (надругательство над телами умерших или местами захоронения). По данным специалистов ГУП «Ритуал» за 2007 год, в целом по России было возбуждено всего 1,5 тыc. уголовных дел. Но задержать удалось всего 515 преступников. Учитывая, что среди вандалов много несовершеннолетних, на скамье подсудимых оказались только 148 человек, а реальный срок получил лишь один (!) вандал.
Статья 214 УК РФ появилась в российском Уголовном кодексе 10 лет назад. Но актов вандализма от этого меньше не стало, а в последние годы они приобрели масштабы настоящего бедствия. Об ужесточении наказания за надругательство над могилами правоведы говорили почти столько же, сколько существует статья. 10 мая прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о поправках к УК РФ и Административному кодексу, и теперь кладбищенский вандализм карается лишением свободы сроком до пяти лет.
Однако приведенная статистика вынуждает усомниться в эффективности новых положений Уголовного кодекса. Во-первых, сложившаяся судебная практика такова, что осужденные, как правило, получают условное наказание либо отделываются небольшим штрафом. Во-вторых, поправки в статью 214 внесены в рамках борьбы с экстремизмом, а доказать, что молодые люди, разбившие могильную плиту или повалившие крест, – экстремисты, не так-то просто. Наконец, в-третьих, до 70% вандалов исчезают бесследно. Розыск их – дело хлопотное, при том что общественно опасным деянием кладбищенский вандализм как не считался раньше, так и теперь не считается.
Утрата устоев
По мнению доктора медицины, психиатра-криминалиста Михаила Виноградова, кладбищенский вандализм с точки зрения его мотивации можно разделить на несколько групп: «Самый низменный и примитивный мотив – разграбление захоронений. Тут речь не идет о какой-то идеологии или особом отношении к мертвым или к их памяти, просто людям нужны деньги, и они выбрали такой гнусный способ их получения. Если же говорить об идейном вандализме, то тут в первую очередь следует упомянуть сатанистов и поклонников иных демонических культов. Эти люди, проповедующие и практикующие поклонение силам зла, в ходе своих ритуалов глумятся над умершими и религиозными чувствами их родственников вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности покойных. На первый план тут выходит демонстрация своего особенного отношения к смерти и традиционным религиям. Еще одна группа – озлобленные на всех и вся люди, которые таким образом вымещают свою злобу ко всему, что есть на земле. Они не рискуют нападать на живых, опасаясь отпора и серьезных правовых последствий, а ощущение безграничного и почти безнаказанного превосходства перед мертвыми подогревает их ущемленное чувство собственного достоинства. Другая категория кладбищенских вандалов – это националисты. Объектами их атак становились преимущественно еврейские захоронения. На протяжении многих лет, особенно в дни религиозных праздников, регулярно осквернялось еврейское кладбище на юго-западе Москвы. Сейчас, по крайней мере в столице, эта проблема уже не стоит так остро, но зато в последние годы все больше актов вандализма фиксируется на мусульманских кладбищах».
Для России кладбищенский вандализм – явление не новое. Но именно в последние годы это явление вышло за пределы крупных городов и стало действительно массовым. По мнению Виноградова, причин тут несколько. В первую очередь обострение межнациональных отношений, особенно в крупных городах, где приток приезжих, в том числе из национальных республик, наиболее заметен и вызывает наибольшее напряжение. «Резко возросла невротизация в обществе и агрессивность населения вообще, – полагает психиатр. – Мы многое утратили в последние годы, мы стали охаивать сами себя, стали агрессивны, раздражительны и завистливы в отношении друг друга. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие социальных гарантий и все более заметное расслоение общества порождают всеобщую озлобленность, которая выплескивается на улицы, автотрассы и погосты. Нам надо восстанавливать моральные нормы и устои в обществе».
Санкт-Петербург
Календарь сатаниста
2 февраля – праздник пробуждения темных сил после зимы.
21 марта – весеннее равноденствие.
Ночь с 30 апреля на 1 мая – «Вальпургиева ночь», один из основных праздников.
3–4 июня – магические ритуалы проводятся днем.
31 июня – магические ритуалы проводятся ночью.
23 сентября – магические обряды связаны со стихией воздуха.
31 октября – бал Сатаны.
22 декабря – зимнее солнцестояние, начало времени великой тьмы.
По данным ГУП «Ритуал»