На сегодняшний день, кажется, российское государство и Русская Православная Церковь достигли принципиального согласия по вопросу о введении богословских дисциплин в учебные планы государственных вузов. Однако многие представители академического сообщества страны не готовы принять в «семью наук» теологию. Свои возражения против «огосударствления» богословия высказывает доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Александр Красников.
– Александр Николаевич, есть ли основания считать богословие научной дисциплиной?
– Сами богословы, конечно, считают теологию наукой. Более того, они считают ее «царицей наук». Фома Аквинский определял теологию как «науку о Боге и всех вещах в их отношении к Богу». Богословие всегда использовало научные методы и претендовало на некую наукообразность. Но есть специфические для теологии вопросы – вопрос о существовании Бога и вопрос об истинности Откровения. Эти вопросы научными и даже философскими методами не исследуются. Тот же Фома Аквинский утверждал, что некоторые истины Откровения, в том числе существование Бога, могут быть доказаны рационально, но в то же время он считал, что существуют сверхразумные истины, которые должны приниматься на веру. Последние недоказуемы ни средствами науки, ни средствами философии.
– Но в науке ведь тоже существуют гипотезы, которые пока не доказаны и, вполне возможно, никогда не будут доказаны, а также аксиомы, в принципе не доказуемые?
– Вера играет значительную роль в науке, но это нерелигиозная вера. Например, наука невозможна без веры в научную традицию, в то, что было сделано твоими предшественниками. Хотя к результатам предшественников нужно относиться с известной долей скепсиса. Или вера в то, что делают специалисты в смежных отраслях знания. При выдвижении научных гипотез вера также играет значительную роль. Ученый, выдвигающий ту или иную гипотезу, поначалу верит в нее, но затем стремится найти эмпирическое или теоретическое подтверждение этой гипотезы. Научные аксиомы и постулаты не доказываются только потому, что они кажутся самоочевидными для людей того или иного времени. Например, казалось самоочевидным, что Солнце вращается вокруг Земли, и этот постулат был положен в основу птолемеевской астрономии. Но с развитием знаний о Вселенной ученые пересмотрели этот постулат. Еще одним примером может послужить аксиома о том, что параллельные линии не могут пересекаться, затем в рамках геометрии Лобачевского эта аксиома была пересмотрена. Теперь попробуйте пересмотреть христианский догмат о триединстве Бога или догмат о непорочном зачатии. Вы будете считаться не новатором, а ересиархом и злокозненным врагом Церкви. Религиозная вера имеет свою специфику. Это прежде всего вера в реальное существование сверхъестественного (сил, богов, демонов, единого Бога). Вера в существование трансцендентного Бога, который по определению выходит за рамки человеческого разума, недоказуема и может оставаться только верой. Конечно, некоторые отрасли богословия могут разрабатываться научными методами. При изучении истории Церкви, например, используются методы исторической науки – критический подход к источникам, тщательная проверка содержащихся в них свидетельств, их контекстуальный анализ и т.п. Но если кто-то станет объяснять христианизацию Руси или какое-нибудь другое важное событие в истории нашей страны божественным промыслом, то причислить такое исследование к исторической науке вряд ли будет правильным.
– Сторонники введения богословских дисциплин в систему государственного образования указывают, что в университетах преподаются не только науки, но и искусства, и философия. Дескать, получают же дипломы специалистов по живописи и хоровому пению!
– Я всегда был противником проникновения религии в государственную систему образования и науки. И не только включения теологии в перечень «ваковских» дисциплин, но и преподавания такого предмета в светских высших учебных заведениях. Какую теологию будут изучать студенты государственных университетов? Теология всегда конфессиональна. Скорее всего у нас будет православное богословие. Собственно говоря, процесс теологизации светского образования уже идет: открыты теологические факультеты и кафедры во многих университетах нашей страны, особенно в регионах. Клерикализация образования давно началась, хотя общественная дискуссия по этому поводу еще отнюдь не закончилась. Фактическая победа сторонников введения теологии в систему государственного высшего образования демонстрирует не только силу и мощь РПЦ МП, но и поддержку этой идеи государственными чиновниками разных уровней, которые сознательно или интуитивно стремятся заполнить идеологический вакуум православной верой. Со своей стороны, заинтересована в этом процессе и Русская Православная Церковь. Что мешает готовить кандидатов и докторов богословия в духовных академиях? Внутри церковной системы богословы защищают диссертации, получают звания. Например, Андрею Кураеву Патриархом присвоено звание профессора Московской духовной академии. Здесь отчетливо прослеживается материальный интерес РПЦ. За деньги налогоплательщиков Церковь намерена готовить для себя богословские кадры, из того же источника пойдут средства на денежную доплату кандидатам и докторам богословия. Конечно, в Церкви не говорят об этом прямо. Вам скажут: мы хотим, чтобы улучшилась нравственная атмосфера в обществе, чтобы не было наркомании, алкоголизма, проституции, культа насилия, погони за быстрыми и легкими деньгами и т.п. Но за всеми этими громкими и вроде бы правильными словами стоит желание Церкви решить свои материальные проблемы за счет государства и граждан, отчисляющих в казну налоги.
– Хватит ли у РПЦ кадров для повсеместного преподавания богословских дисциплин в вузах России?
– Думаю, что хватит. Таких специалистов-преподавателей выпускают духовные академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, недавно созданные факультеты и кафедры теологии. Выпускники этих образовательных учреждений будут, по-видимому, востребованы. Из их среды выйдут преподаватели теологии в вузах, «Духовно-нравственной культуры» в средних учебных заведениях, ведь не случайно вопросы о теологии в вузах и религии в школах идут «в тандеме». Вопрос заключается в том, смогут ли квалифицированно преподавать в школах и вузах наши доморощенные теологи.
– Очень часто звучит такой аргумент: в большинстве европейских университетов обязательно есть факультет теологии. Почему бы нам не подражать в этом передовой Европе?
– Этот аргумент выглядит, мягко говоря, странным. Если какой-нибудь либеральный политик или экономист станет ссылаться на опыт развитых западных стран, то ему сразу же ответят: «Запад нам не указ, у нас есть свои собственные традиции, на которые мы и будем опираться». А тут вдруг апелляция к западному опыту. Да, западные университеты чаще всего выходили из монастырей и, естественно, имели теологические факультеты. Но у нас в России никогда не преподавалось богословие в государственных университетах. Богословские кадры готовились в семинариях и духовных академиях. Правда, у нас в школах и гимназиях преподавался Закон Божий, и всем известно, что из этого вышло. Весь материализм и атеизм XIX–XX веков вырос из священнических семей и Закона Божьего, который пользовался крайне низкой популярностью даже среди верующих детей.