Следование моде демографическому росту не помеха - особенно, если мода православная.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В рамках XII Всемирного русского народного Собора в Свято-Даниловом монастыре 21 февраля состоялось обсуждение «молодежной доктрины», о существовании которой сообщалось еще до начала Собора. Митрополит Кирилл (Гундяев), проводивший этот круглый стол, поспешил заверить, что представленная публике доктрина «не является соборным документом». Тем не менее его появление и обсуждение стало одной из главных новостей на ВРНС. Чтобы выяснить, что это за доктрина и какое отношение она имеет к Русской Православной Церкви, корреспондент «НГР» побеседовал с одним из ее авторов историком Вадимом Венедиктовым.
– Вы принимали участие в подготовке текста «молодежной доктрины». Не могли бы вы немного рассказать о ней?
– Из десяти авторов и членов редколлегии доктрины «Молодое поколение России» я являюсь самым молодым и отношусь к тому поколению, которое принято в Германии именовать «молодыми взрослыми». Это те люди, которым еще нет тридцати лет. Над текстом доктрины трудились сорок два человека (авторы, эксперты, консультанты). Можно сказать, что «Молодое поколение России» – это соль с перцем, в том смысле, что доктрина приправлена не только солью ученых мужей и общественно-политических деятелей России, но и перцем молодых исследователей: историков, филологов, политологов и культурологов. В некотором смысле сегодняшний текст «доктрины молодых» является продолжением «русской доктрины», также написанной под руководством философа Виталия Аверьянова. Поэтому наш документ можно еще назвать «малой русской доктриной».
– На XII Всемирном русском народном Соборе была поднята тема «пробных браков». Церковь их осудила. Какое отражение проблемы брака и семьи нашли в «молодежной доктрине»?
– Церковь всегда особое внимание уделяла брачным и семейным вопросам. В тексте нашей доктрины объединены мнения церковных и светских деятелей гуманитарного сообщества, исследующих данную проблематику. В 1990-е годы в российском обществе был значительно усугублен кризис семьи. Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости браков. Авторы доктрины считают, что эффективность консолидирующего воспитания в нашей стране будет зависеть в первую очередь от признания семьи, брака, деторождения и семейного воспитания основополагающими условиями общественной и экономической стабильности и безопасности российского общества. По моему личному наблюдению, сегодня в России реальной «суверенной демократией» обладают те народы, которые лучше других исполняют первую заповедь Господа «плодитесь и размножайтесь», которая в синодальном переводе звучит так: «Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1:28).
Если говорить о демографии, то нельзя не вспомнить эпизод, который произошел около года назад. Мне кажется, что в нем повторилась российская история XVI века. Известный русский юродивый того времени, именем которого называют воздвигнутый на Красной площади выдающейся архитектуры храм, оказывал большое воздействие своими речами на грозного самодержца. И вот уже современный российский юродивый, Петр Николаевич Мамонов, произнес в эфире великолепные слова: «Мужчины, давайте уже не лазать на порносайты, а делом заниматься. Женщины, давайте уже рожать будем, а не бегать по этим ночным клубам. Потому что это счастье великое иметь семь человек детей!» По-моему, в этих словах содержится огромный энергетический потенциал. (Эти слова были сказаны Мамоновым 27 января 2007 года при награждении премией «Золотой орел» за лучшую мужскую роль в фильме «Остров». Первый канал, транслировавший церемонию, вырезал значительную часть из речи актера. – «НГР»).
– На Соборе также неоднократно говорили о необходимости патриотического воспитания. По-вашему, нужно ли пропагандировать патриотизм? Должны ли религиозные организации этим заниматься? Или это должно делать государство с помощью массовых молодежных движений?
– Массовые движения не являются отличительным свойством христианского истеблишмента. Христианство чуждо уравниловки и монополярности. Оно признает всю пестроту окружающего нас мира, в нем не существует лишь белых и черных цветов. Христианство разноцветно – в этом его сила! Что касается пропаганды патриотизма, то тут нужно определиться в терминологии. Пропаганда подразумевает некие политтехнологические приемы: убеждение, внушение, заражение своими мыслями, своим мировосприятием. Религиозные организации, объединенные в том числе и в рамках Всемирного русского народного Собора, не считают своей обязанностью пропаганду чего-либо.
Патриотизм же как гражданская ценность, основанная на любви человека к его Родине, не является сегодня, к сожалению, подлинным ориентиром для многих представителей правящей элиты и органов государственной власти. Поэтому сегодня в России складывается парадоксальная ситуация, когда сама молодежь прививает патриотические ценности своим ровесникам и пытается даже оказать определенное воздействие на людей старшего возраста. Но, как известно, «старого учить, что мертвого лечить». С другой стороны, «молодой старого не поймет». К сожалению, в этом кроется глубинный конфликт поколений в нашем обществе.
– Что могут православные интеллектуалы предложить для решения проблем образования? Государству нужны специалисты, а Церковь настаивает, что образование должно делать человека высокодуховным существом. Какое отражение нашли в доктрине дискуссии об «Основах православной культуры»?
– Церковь благословляет каждого христианина к высокодуховному служению на том месте и в то время, в котором он живет. «The right man on the right place» («Нужный человек в нужном месте») – эта английская поговорка основана на христианской мудрости. Вспомним также слова знаменитого греческого богослова XVII века Паисия Лигарида: «Во-первых училища, во-вторых, училища и, в-третьих, училища». Эта фраза была произнесена за два с половиной столетия до «гения» русской социальной катастрофы 1917 года. Сегодня молодые православные интеллектуалы могут предложить для решения образовательных проблем те знания и навыки, которые они приобрели за годы их обучения в высшей школе. Духовное воспитание и образование в школе не может ограничиваться введением специальных дисциплин. Нужно понимать простую истину: не дети существуют для «Основ православной культуры», а «Основы православной культуры» существуют для наших детей.
– Насколько распространены, по-вашему, клерикализм или антиклерикализм среди современной молодежи?
– Молодежь очень хорошо чувствует фальшь в человеческих отношениях. В Церкви, как и в любом человеческом сообществе, есть свои праведники и свои грешники. И очень часто именно последние бывают наиболее заметны для взора постороннего наблюдателя. Современному молодому человеку желательно разобраться в самом смысле существования религии. Религия – это прежде всего связь человека с Богом. В православной традиции есть все необходимые условия для этой благочестивой связи. Антиклерикальные настроения современной молодежи выражены, я полагаю, не в отношении к самому институту Церкви, а к отдельным представителям церковного бомонда. Но кто никогда не ошибается? Ответ однозначен: «Errare humanum est» («Человеку свойственно заблуждаться»).