Рим. Студенты факультета физики университета La Sapienza в преддверии ожидавшегося визита Папы Римского объявили «неделю антиклерикализма» и провели акции протеста.
Фото Reuters
Папе Римскому Бенедикту XVI явно не везет с университетами. Осенью 2006 года во время лекции в родном для него Регенсбургском университете он неудачно процитировал жесткие высказывания византийского императора Мануила II Палеолога об исламе. Мусульмане приняли цитату за мнение самого Папы, по всему миру прокатились акции протеста, Понтифика вынудили объясниться. А уже в нынешнем году, 17 января, Папа отменил запланированное ранее выступление в старейшем римском университете La Sapienza. И вновь всему виной цитата...
В 1990 году Йозеф Ратцингер, тогда еще кардинал, выступал в университете города Пармы. Он говорил о судебном процессе над известным астрономом Галилео Галилеем. Ратцингер пытался развенчать миф о том, что Галилей пал жертвой средневекового невежества и церковного мракобесия. Он, в частности, привел слова известного философа науки Пауля Фейерабенда: «Во времена Галилея Церковь отстаивала принцип разумности в большей степени, нежели сам Галилей. Кроме того, она приняла во внимание этические и социальные последствия его учения. Приговор Галилею был разумным и справедливым».
Совсем недавно об этой лекции Ратцингера вспомнили профессора университета La Sapienza, преимущественно физики. Нынешнего Папу они посчитали сторонником осуждения Галилея, вырвав цитату из контекста его речи. А узнав, что совсем скоро, а именно 17 января, этот самый «мракобес Ратцингер» должен выступить в их родном университете, возмутились и написали ректору петицию. Профессуру поддержали некоторые студенты, объявившие в вузе «неделю антиклерикализма» и организовавшие акции протеста.
Папа такого развития событий, прямо скажем, не ожидал и визит в La Sapienza решил отменить. Госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне объяснил это решение «отсутствием предпосылок для достойного и спокойного приема». По Италии прокатилась «волна солидарности» с Папой. Традиционная воскресная молитва Angelus Domini на площади св. Петра превратилась в митинг сочувствующих Понтифику. Почти все итальянские газеты поддержали Бенедикта XVI. С осуждением поведения профессуры и студентов выступили президент страны Джорджио Наполитано и тогда еще премьер-министр Романо Проди.
Пресса навесила на итальянских профессоров ярлык «иванов (в данном случае, скорее, «джованни»), не помнящих родства». Мол, все европейские университеты вырастила и вскормила Церковь. Однако это явное упрощение. Университет – порождение духа средневекового города. Интеллектуалы, профессиональные преподаватели, наподобие ремесленников, объединялись в корпорации или цеха для защиты своих прав и интересов. Да, они часто были священниками, но последовательно отстаивали свою автономию – как от местных епископов, так и от светской власти. В этом смысле профессора La Sapienza – их последователи.
Университет La Sapienza был основан Папой Римским Бонифацием VIII. Вообще с конца XII века университеты начали переходить под юрисдикцию Папы. Но это был вынужденный выбор из нескольких зол, выбор «лучшего» покровителя из худших. Интеллектуалы стали своего рода «агентами влияния» Церкви, но это вовсе не значит, что Церковь учила их думать и без нее они блуждали бы в потемках, не ведая, к чему приложить свой ум. Церковь использовала их таланты в своих целях. Однако это дела давно минувших дней. Какое значение для современного университетского профессора имеет то, кому подчинялось его учебное заведение 700 лет назад? Должен ли он все время помнить, что этот вуз основала Церковь? За что ему следует быть ей благодарным? И вообще, а должен ли он, профессор государственного университета, быть непременно католиком и вообще верующим?
Конечно, Бенедикт XVI – высокообразованный человек, сведущий и в истории науки, и в философии. Он не мракобес, он не считает, что Солнце вращается вокруг Земли, и не стал бы жечь научные трактаты или их авторов. Выступая 18 лет назад в Парме, он хотел сказать, что в истории науки не все однозначно. Собственно, ни для кого из тех, кто такой историей занимается, это не секрет.
Однако стоило Йозефу Ратцингеру взойти на папский престол, как Католическая Церковь, будто репей, вцепилась в проблему взаимодействия науки и религии. Прямо скажем, проблему не самую острую. Живут себе наука и религия автономно, одни поют псалмы, другие возятся с пробирками. Но нет! Недостатки теории эволюции, преимущества теории «разумного творения», невозможность постижения истины во всей ее полноте путем научного познания – вот о чем то и дело говорят иерархи Церкви во главе с самим Бенедиктом XVI. Итак, иерархи говорят, СМИ, понятное дело, передают. А итальянская профессура имеет привычку читать газеты, смотреть телевизор и даже пользоваться интернетом.
Не Италия опозорилась перед всем миром 17 января, как написала газета La Repubblica, а Церковь пожала то, что когда-то посеяла. Быть может, Бенедикт XVI без задних мыслей желает протянуть светским вузам руку дружбы. Но ученые-то видят в этом явный подвох. И не случайно: слишком уж часто Папа поднимает тему «знания и веры». Да и со студентами и преподавателями La Sapienza он желал поговорить об истине (более спорной и дискуссионной темы просто не существует!), а это для ученых как красная тряпка для быка. Вот слова профессора физики Марчелло Чини, опубликованные в газете Il Manifesto: «Церковь уже не может прибегать к кострам и телесным наказаниям. Сегодня она говорит о Боге разума, как это было в эпоху Просвещения. Это – «троянский конь», при помощи которого Церковь хочет войти в цитадель научного знания».
Случай с La Sapienza показателен и даже поучителен. Посадить священнослужителя и ученого за один стол, заставить их расшаркиваться друг перед другом, обсуждать некие «общие проблемы» – навязчивая идея нашего времени. Пригласить иерарха Церкви прочитать лекцию в светском вузе и согнать на нее студентов в обязательном порядке – сегодня это признак хорошего тона. Так и у нас в стране. Недавно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступал в... Московском государственном техническом университете имени Баумана. Митрополит Кирилл, конечно, талантливый оратор, в совершенстве владеющий риторикой. Но скажите на милость, зачем ему читать лекции в техническом вузе? На дверях Бауманки, естественно, не стоит вывешивать табличку: «Духовенству вход воспрещен!». Но задаться вопросом о целесообразности такого рода выступлений, пожалуй, стоило бы. Именно таким вопросом профессора римского университета La Sapienza и задались. И после этого задали его всему обществу. Не стоит ли ученым и Церкви вспахивать свои нивы и не нарушать чужой межи?
Конечно, получилось довольно шумно, эмоционально, даже скандально. У антиклерикально настроенной студенческой молодежи явно загорелись глаза┘ Но, может быть, по-другому сегодня просто нельзя?