Бурное развитие информационных технологий оказало сильнейшее воздействие на детей, изменив сам образ их жизни. Они с головой погрузились в мир компьютерных игр, интернета и электронной переписки. Их общение стало более виртуальным, чем личностным. Посещение интернет-сайтов занимает большую часть времени.
Весьма показательным мне кажется такое наблюдение. Новогодняя дискотека всегда была большим событием в нашей школе. Ребята ее ждали, заранее к ней готовились. А в этот раз, как только закончился традиционный новогодний КВН, после которого должны были начаться танцы, оказалось, что танцевать-то и некому: все разошлись. Школьная дискотека стала им неинтересна. Кто-то отправился в ночные клубы (это вполне доступно, вход бесплатный), но большинство вернулись домой. Засев за компьютеры, ребята продолжали общаться друг с другом виртуально. Есть такой интернет-сайт «В контакте», я на него заходила несколько раз и обнаруживала там наших учеников.
Школьных компаний стало меньше. Ребята сидят в интернете и переписываются, виртуальное общение заменяет им компании. Вместо того чтобы вместе гулять, танцевать, они переписываются. При этом интернет с его колоссальными возможностями не используется как источник знаний. Дети не умеют искать в сети что-то полезное для учебы, для общего развития. У них возникают проблемы с восприятием школьного материала и познавательной информации, ничего не остается в памяти. Существуя среди непрерывного мелькания картинок, переходя от экрана компьютера к экрану телевизора, дети отрываются от реальной действительности и представляют себе мир в несколько искаженном виде.
Позиция родителей такова: слава богу, ребенок сидит дома, не шляется по улицам, не торчит в подъезде, не курит, не пьет – и хорошо. Некоторые замечают у детей компьютерную зависимость, это их настораживает, но изменить они ничего не могут. Сами того не желая, родители делают все возможное, чтобы их дети вырастали инфантильными, абсолютно не готовыми к взрослой жизни. Они решают их проблемы и все оплачивают, как бы откупаясь от своих чад. Дети, в свою очередь, перестают считаться с родителями, которые все чаще жалуются, что не в силах справиться со своими 13–14-летними отпрысками.
Общение в семье, как правило, сводится к разговорам о том, что нужно купить. Материально детей обеспечивают. Но не более. Духовного общения в большинстве семей не наблюдается. Максимум совместных действий – в выходной день поехать в магазин. Театр, концерт, выставка – это, как считают родители, – дело школы. Не все, конечно. Когда семья по-настоящему занимается ребенком, это сразу заметно. А ведь роль семьи в воспитании детей определяющая. Десять лет назад родители не занимались детьми, потому что сами себя потеряли. Все искали способ заработать, думали о том, как бы прокормить ребенка. Сейчас, во всяком случае в Москве, ситуация изменилась – есть работа, появились деньги, казалось бы, есть возможность обратиться к духовной стороне жизни детей, но ничего подобного не происходит.