Как говорится, по одежке встречают... И провожают встревоженными взглядами. Вот заходит в вагон метро, или в магазин, или просто прогуливается по улице женщина в характерной мусульманской одежде. А уж если это одеяние еще и черного цвета – среди окружающих начинается тихая паника. Образ «черных вдов» твердо впечатан в подсознание после всем известных терактов последних лет в Москве. Так мне казалось до беседы с представительницей мусульманской общины Москвы.
Девушка в хиджабе, взявшаяся обсудить со мной вопрос мусульманских норм в одежде, вызывает только симпатию. Мадина Калимуллина, менеджер по проектам международного департамента Совета муфтиев России, горячо убеждает меня, что ее необычный для многих россиян наряд вовсе не вызывает негативной реакции окружающих. «Меня даже милиционеры перестали останавливать с тех пор, как я стала по-мусульмански повязывать на голову платок», – уверяет Мадина.
На различных форумах в интернете мне много приходилось читать о тех затруднениях, прежде всего психологических, с которыми сталкиваются женщины, решившие жить по нормам Корана. Некоторые не могут преодолеть страх вызвать к себе повышенное внимание или негативную реакцию окружающих. Мадина Калимуллина рассказывает, что ей в свое время тоже приходилось преодолевать неуверенность в собственных силах. Еще в старших классах школы она начала посещать занятия в мечети, но покрыть голову платком не решалась. Боялась нездорового любопытства, и к тому же возражали ее родители. Но, поступив в вуз и переехав из родного города в Москву, девушка почувствовала большую самостоятельность и приняла принципиальное решение носить хиджаб. К реализации своего замысла она подошла очень по-женски: сначала собрала солидный гардероб, чтобы «не ходить в одном и том же каждый день», а уж потом стала покрывать голову платком.
«Первое время я ожидала бурной реакции окружающих, – вспоминает Мадина. – Тогда атмосфера вокруг ислама была накалена, и во многом из-за публикаций в средствах массовой информации. Но затем я обнаружила, что не вызываю никакой ненависти, наоборот, иногда люди подходят со словами одобрения, интересуются. Вообще я пришла к выводу, что многие проблемы в мусульманской среде вызваны плохим знанием своей религии самими мусульманами. В России сейчас очень благоприятная ситуация для нашей общины», – оптимистично заключает моя собеседница.
Превратное истолкование некоторыми мусульманками норм ислама приводит к недопониманию со стороны окружающих людей. Отдельные представительницы уммы – мусульманской общины, особенно из числа недавно принявших ислам русских девушек, проявляют излишнее рвение, стремясь подчеркнуть свою принадлежность к новой вере экзотичностью наряда. Это стремление заявить о себе миру проявляется в выборе черного цвета одежды, а то и еще хуже: некоторые женщины, особенно вышедшие замуж за выходцев с Ближнего Востока, пытаются в российских условиях облачиться в паранджу. Но паранджа, или чадра – накидка, полностью скрывающая лицо женщины, – традиционное одеяние в Афганистане и Пакистане, а вовсе не рекомендованный Кораном наряд.
Вообще в Коране нет указаний на конкретные предметы гардероба, но задан общий принцип. Относительно одеяния женщин есть айят – стих Священной книги, в котором Всевышний обращается к мусульманкам: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают покрывалом свои вырезы и не показывают своей красы» мужчинам, за исключением мужчин-родственников. В соответствующем хадисе – предании о жизни Пророка Мухаммада – приводится более подробное указание: закрывать все, кроме овала лица и кистей рук.
Мадина Калимуллина считает, что важен не факт ношения традиционной одежды, а намерение, с которым это делается. Если девушка не осознает всю необходимость скрывать от нескромных мужских глаз свою красоту, то ей следует в первую очередь получить соответствующие знания. Она может ходить в мечеть, но к необходимости ношения хиджаба может прийти позже, и только в результате осознанного решения. Некоторые мусульманские женщины признаются, что выйти на улицу без платка для них – «все равно что без юбки». В таких случаях приводят указание Корана брать на себя только те обязательства, которые человек в состоянии выполнить.
В Москве и других городах России можно приобрести традиционную мусульманскую одежду в специальных магазинах. В столице существует пять-шесть торговых фирм и ателье, реализующих модели своего пошива, а также турецкого и египетского производства. Надо сказать, что выбор невелик. Ассортимент моделей очень ограничен да и выглядят такие наряды на улицах российских городов не очень привычно.
Но Мадина меня уверяет, что продаваемая в специализированных магазинах одежда вовсе не ограничивает возможность мусульманок разнообразить свой гардероб. Кроме упоминавшегося уже хиджаба – платка, прикрывающего волосы, модницам предлагается никаб – платок, закрывающий еще и нижнюю часть лица, джильбаб – длинная накидка, надеваемая поверх юбки или широких брюк. «Все это традиционная арабская одежда, а вовсе не общемусульманская. А арабы для нас не образец», – удивляет меня Мадина. По ее словам, российской мусульманке вовсе не грех заглядывать в магазины современных западных торговых марок. Надо лишь при выборе покупки руководствоваться общими требованиями мусульманского стиля жизни: платок на волосы, длинная кофта, закрывающая руки и шею, также длинная юбка или широкие брюки.
На мой вопрос об актуальной на текущий момент у московских мусульманок моде Мадина снова отвечает хадисом Пророка: «Аллах красив и любит красоту». Поэтому все, что считается на определенный период времени красивым, приветствуется в исламе. Что касается цвета одежды, то ограничений в этом нет, каждая мусульманка самостоятельно составляет свой наряд, сочетая те или иные элементы. Хотя есть одно ограничение: избегать очень ярких цветов, особенно красного и оранжевого. Последнее замечание мне сразу напомнило существующий в талмудической традиции «Закон о красном», запрещающий носить добропорядочным иудейкам наряды этого цвета, поскольку красный был цветом «профессионального отличия» блудниц в библейские времена.
Такое взыскательное отношение к женскому целомудрию многие народы Востока сохраняют и в наши времена, что вызывает резкое неприятие у представителей западной цивилизации. Хиджаб для западных феминисток – символ угнетенного положения женщин Востока. Вспомним знаменитые кадры из скандального фильма Тео Ван Гога, стоившие режиссеру жизни.
У меня перед глазами стоит сцена, которую я увидел в одном из мусульманских районов Стамбула. Женщина, по самые глаза закутанная в черные одежды, мыла ковер, разложив его прямо посреди узенькой улочки, на виду у соседей и прохожих. Полы длинной юбки турчанки, набрякшие от грязной воды и пены, волочились по земле вслед за ее движениями, путаясь под ногами. Будь на моем месте журналист-женщина, представляю, каким возмущением наполнены были бы эти строки! Но я не решаюсь брать на себя роль судьи по отношению к традициям чужой страны.
А вот Мадина Калимуллина отрицает, что в исламе женщина угнетена. «Слово «хиджаб» переводится как «защита» – от взглядов и, кстати сказать, от сглаза, – поясняет Мадина. – В исламе отношение к женщине бережное. Хиджаб – способ уберечь женщину от всего ненужного».
Остается добавить, что в России, к счастью, платок на голове мусульманской женщины не стал политическим символом борьбы исламистов против светского государства, как в некоторых странах Ближнего Востока.