К стройному хору голосов религиозных деятелей, одобривших стремление российских властей обеспечить государственным статусом духовные образовательные учреждения, решительно присоединился главный раввин России Берл Лазар. C момента возвышения Федерации еврейских общин России (ФЕОР) ее глава неизменно одобрял очередные инициативы власти. Ранее Берл Лазар горячо поддерживал введение обязательного религиозного предмета в расписание общеобразовательных школ страны. Дело тут не только в том, что, согласно талмудическому праву, закон государства есть закон, равный религиозному. Жест лояльности по отношению к власти отвечает глубинным устремлениея раввината в целом.
То ли в шутку, то ли с сарказмом, случается, что за субботним столом российские религиозные евреи, поднимая традиционный тост – «лехаим», провозглашают его за антисемитов: «Спасибо им, они не дают нам забыть самих себя». Действительно, не чувствуй евреи недоброжелательства к себе со стороны окружающих, не будь в анкетах пресловутого «пятого пункта», осколки некогда многочисленной российской общины за годы советской власти скорее всего окончательно ассимилировались бы. Ксенофобия да еще помощь благотворительных организаций заставляют евреев группироваться вокруг синагог и культурных центров.
Когда в российских паспортах нового образца отменили графу «национальность», евреи совершенно не обеспокоились – в противоположность некоторым другим нацменьшинствам. Не в интересах маленькой группки людей, чье имя звучало еще недавно почти «неприлично», демонстрировать свою национальную принадлежность. В процессе обмена паспортов я спросил одного представителя раввинского суда, в юрисдикцию которого входила задача определять «еврейство», как же теперь сохранять свою идентичность, если она нигде не фиксируется отныне в документах? Мудрый раввин ответил, что у общин есть своя система своеобразной документации: ктуба – брачный договор, фиксация обрядов обрезания и совершеннолетия в базах данных различных раввинских судов. «А если люди не соблюдают религиозных обрядов?» – «Они нас не интересуют», – последовал жесткий ответ. Для религиозно мыслящего человека не существует национального определения еврейства, оно равно понятию «иудаизм». Духовная общность.
Если, невзирая на протесты общественности, в общеобразовательные заведения будет включен обязательный религиозный компонент, это самым решительным образом запустит процесс размежевания представителей различных религий. Нетрудно догадаться, принимая во внимание присущую детям категоричность, как будут реагировать школьники, узнавая кое-что новое о своих одноклассниках. Минимум на один урок ученики разбредутся по разным классам, кто к священнику, кто к имаму. И вот тут-то придется юному созданию во всеуслышание объявлять себя иудеем. Нужно обладать очень крепкой психикой, чтобы противопоставить себя подавляющему большинству.
Конечно, невозможно будет предоставить преподавателя иудаизма каждой общеобразовательной школе. И родители школьников вынуждены будут делать выбор за свое чадо: посещать ему уроки чужой религии или отправляться в еврейские учебные заведения. А там их уже ждут довольные раввины – ведь финансирование еврейских школ международными благотворительными организациями напрямую зависит от числа учеников.
Уже несколько лет ФЕОР пытается заинтересовать выпускников средних школ с религиозным компонентом возможностью льготного поступления в высшие духовные учебные заведения. Но желание продолжить образование в иудаистских вузах – иешивах и религиозных университетах – выражают пока лишь единицы из числа питомцев еврейских школ, особенно москвичей. Теперь же, при условии государственной аккредитации и получения выпускниками диплома государственного образца в сочетании с растущей коммерциализацией системы высшего образования в стране, поступление в высшее духовное учебное заведение станет неплохой альтернативой государственным вузам. Сейчас полным ходом идет адаптация общинных образовательных учреждений к требованиям подготовки специалистов престижных специальностей. Возможность сделать карьеру, будучи при этом связанным со своей общиной в ситуации растущей общинной сегрегации российских евреев, может оказаться единственным цивилизованным выходом для малочисленного народа, дорожащего своей самоидентификацией.
Лидеры религиозной общины заинтересованы в построении институализированной общности российских евреев. В силу специфики религиозных установлений иудаизма быть соблюдающим заповеди евреем в отдалении от единоверцев крайне сложно. Создать что-то вроде кагала (духовного управления иудеев в Российской империи XIX века) можно только при помощи нового, приобщенного к традиции поколения евреев и только через замкнутую систему общинного образования. Юный ум максимально податлив к влиянию наставников. Формированием устойчивого представления о необходимости соблюдать заповеди Моисея усиленно занимаются во всевозможных иешивах (духовные училища для неженатых евреев), колелях (то же самое для семейных) и на обучающих семинарах.
Такая ситуация вполне устраивает религиозный истеблишмент, получающий над паствой вполне реальную власть. Те, кто не идентифицирует себя с духовным коммьюнити, остаются «за бортом». Только хотят ли российские евреи, чтобы от их лица в общественной и политической жизни страны участвовали люди, выбранные не ими, а зарубежными спонсорами и кремлевскими политтехнологами? Это серьезный вопрос!