Спустя два года после кончины Папы Римского Иоанна Павла II, 2 апреля текущего года, в церкви Св. Иоанна Латеранского в Риме собрались тысячи верующих и члены трибунала, рассматривающего вопрос о беатификации (причислении к лику блаженных) польского Понтифика. В этот день в знаменитой римской базилике было объявлено о завершении первого этапа процесса беатификации Иоанна Павла II, который прошел в Краковской епархии. В торжественной обстановке была запечатана документация, собранная за последние полтора года. Теперь она поступит в распоряжение ватиканской Конгрегации по делам святых, где и будет приниматься решение о причислении Иоанна Павла II к лику блаженных, а затем и к лику святых.
Беатификация – промежуточный этап процесса канонизации (причисления к лику святых). Иоанн Павел II будет провозглашен блаженным, если в Ватикане признают действительным чудесное излечение французской монахини Мари Симон-Пьер от болезни Паркинсона. Француженка, одолеваемая недугом, от которого страдал и сам покойный Понтифик, якобы обратилась с молитвой к почившему Иоанну Павлу II, прося его об исцелении. Для признания Кароля Войтылы блаженным этого чуда будет достаточно. Для причисления к лику святых, согласно каноническому праву, понадобится еще одно чудо.
Родина покойного Папы, Польша, делегировала в Латеранскую базилику свыше 2,5 тысячи верующих во главе с президентом страны Лехом Качиньским и архиепископом Краковским кардиналом Станиславом Дзивишем. Удивляться такому количеству польских паломников совершенно не стоит – никого во всем мире процесс беатификации Иоанна Павла II не волнует так, как его соотечественников. По данным социологического опроса, опубликованным в начале апреля польским еженедельником Wprost, 41% верующих поляков уже молятся покойному Понтифику. 61% вовсе считают, что в случае Кароля Войтылы процесс беатификации – это какая-то бюрократическая волокита. Иоанна Павла II нужно сразу провозглашать святым, заявляют они. «Процесс беатификации протекает слишком медленно!» – утверждают 30% опрошенных.
Однако то, что для поляков «слишком медленно», для Ватикана беспрецедентно быстро. В 1983 г. Конгрегация по делам святых опубликовала новые «правила» канонизации, согласно которым сама процедура беатификации того или иного кандидата может быть запущена не ранее чем спустя 5 лет после его смерти. А Папа Римский Бенедикт XVI дал старт процессу беатификации своего предшественника уже в июне 2005 года! И «светлая память» о польском Папе вовсе не становится заложницей вековой изрядно проржавевшей ватиканской бюрократической машины: разработку новых правил канонизации 24 года назад подстегнула апостольская Конституция «Divinus Perfectionis Magister» самого Иоанна Павла II. Интересно, думал ли он тогда, в 1983 году, что сам когда-нибудь станет кандидатом в блаженные?
Никто в Ватикане не намерен игнорировать процедуры, предписываемые каноническим правом. О том, что даже при рассмотрении вопроса о святости Иоанна Павла II «должен быть порядок», заявил 2 апреля и глава Конгрегации по делам святых кардинал Жозе Сарайва Мартинш. Порядок порядком, но Бенедикту XVI никто не мешает сделать еще одно отступление от правил. После того как Конгрегация по делам святых вынесет свое суждение по «делу Кароля Войтылы», нынешний Папа может сразу провозгласить своего предшественника святым, минуя «промежуточную стадию». Решится ли он на это?
Обозреватель итальянского издания Il Giornale Андреа Торниелли утверждает, что в деле скорейшего причисления польского Папы к лику святых на Бенедикта XVI оказывается давление. Причем давит на Понтифика не кто иной, как кардинал Дзивиш, бывший личный секретарь Иоанна Павла II. «Хорошо информированные источники подтверждают, что кардинал Дзивиш многократно просил Бенедикта XVI, чтобы тот немедленно объявил Войтылу святым, причем сделал это во время прошлогоднего визита в Польшу», – пишет Торниелли. Он также приводит последние высказывания Дзивиша, заявившего в интервью Польскому пресс-агентству (PAP), что «Иоанн Павел II был святым уже при жизни», а нынешний Папа «может в любой ситуации обойти каноническое право». В то же время Бенедикт XVI, по мнению итальянского журналиста, не решится на еще один беспрецедентный шаг.
В левых польских СМИ, традиционно критически настроенных по отношению к Церкви, год назад выдвигалась прямо противоположная версия. Согласно ей, именно Бенедикт XVI заинтересован в скорейшей канонизации польского Папы. Это позволило бы нынешнему Понтифику как можно скорее отдать долг памяти предшественнику и «выйти из его тени». В свою очередь, Дзивишу длительный процесс беатификации, а затем и канонизации на руку. Это шанс для экс-секретаря Иоанна Павла II постоянно напоминать о своей близости к покойному Папе. Такого рода «напоминания», то есть своеобразный PR – инструмент в борьбе за лидерство в Католической Церкви в Польше.
Дзивиш действительно сделал карьеру на близости к Каролю Войтыле. После смерти польского Папы Бенедикт XVI назначил его не куда-нибудь, а на Краковскую архиепископскую кафедру. Дзивиш возглавил специальную комиссию, занимающуюся расследованием связей католического духовенства со Службой безопасности Польской народной республики. За два года Станислав Дзивиш из «вечного спутника» Иоанна Павла II превратился в медиафигуру, чьи проповеди и высказывания неизбежно становятся предметом общественных дискуссий.
На вопрос еженедельника Wprost «Кто больше всего подходит на роль лидера Католической Церкви в Польше?» 44% респондентов ответили: «Станислав Дзивиш». Имея лишь косвенное отношение к бурной жизни Католической Церкви в Польше в последние 25 лет, Дзивиш оставил далеко позади и примаса Юзефа Глемпа, и архиепископа Гданьского Тадеуша Гоцловского, и архиепископа Люблинского Юзефа Жичиньского, все эти годы «варившихся» в польском «котле». Говоря «Дзивиш», поляки подразумевают Кароля Войтылу.
Имеет ли теперь для кардинала Дзивиша значение ход процесса беатификации Иоанна Павла II? Близость к польскому Понтифику предоставила Дзивишу великолепный трамплин для самоутверждения среди польских католиков. И своим шансом он уже воспользовался сполна.