0
1983
Газета Общество Интернет-версия

04.04.2007 00:00:00

Зеркало души

Тэги: душевнобольные, психиатр, назлоян


Чем может помочь священник душевнобольному? Каким образом врач-психиатр может сотрудничать со священнослужителем? Является ли лечение психических расстройств исключительной прерогативой профессионалов? Корреспондент «НГР» побеседовал на эти темы с врачом-психиатром, кандидатом психологических наук Гагиком Назлояном.

Деятельность его центра психотерапии заключается в профилактике и лечении психических расстройств традиционными и нетрадиционными методами. К нетрадиционным методам относится скульптурная психотерапия, или арт-терапия, то есть преодоление патологического отчуждения больного от мира с помощью творчества. Главное в методе Назлояна – духовное общение пациента и врача.

– Гагик Микаелович, может ли священник лечить душевнобольных? Или здесь обязательно должно быть сотрудничество врача и священника? Помогает ли врачу в процессе лечения, если человек религиозный?

– Священники напрасно берутся лечить душевнобольных, хотя один такой пример я знаю. На Западе я встретил женщину, страдавшую психическим заболеванием. Ей в свое время очень помог митрополит Антоний (Блум). Они каждое утро вместе молились. Конечно, болезнь осталась, но она была как бы под колпаком и не мешала ей жить. Это было удивительное зрелище для психиатра. По-своему результат был блестящим.

Но митрополит был психиатром и хирургом, правда, потом он потерял вкус к этому. Я его очень хорошо понимаю. Я думаю, что шизофрению должен лечить врач, а врача должен поддерживать священник.

Так что священники, не имеющие специального образования, напрасно пытаются брать на себя обязанности врачевания. Молодые священники часто пытаются это делать из честолюбия. У них масса провалов в этой области. У меня были больные, которые непосредственно лечились у священника, и результат оказался неудачным.

Священник должен был попросить привести к страждущему врача, чтобы вместе разработать терапевтическую тактику. Если бы их усилия были объединены, то это бы помогло сильнее. Правда, иногда случается, что врач и священник дают больному противоположные советы. А когда нет взаимодействия, все нарушается или вообще ничего не получается.

Часто священнослужители просто некомпетентны, подчас они принимают какие-то конкретные болезни за одержимость, в основном эпилепсию и подобные этому органические расстройства. Лечение нужно проводить осторожно, например, назначать противосудорожные препараты, дружить с семьей больного и с самим больным. Обязательно думать о его будущем.

– Раньше медицина и психиатрия рассматривали проявления религиозности как симптомы психической болезни. В свою очередь, различные религии и христианство, в частности, говорят о том, что болезнь - это наказание, данное человеку от Бога. Что вы думаете по этому поводу?

– Говорить о старой школе советской психиатрии сегодня не имеет смысла, за это время многое переменилось, и многие врачи-психиатры считают себя верующими. Но в то же время слышать слова о том, что болезнь, в данном случае психическая, дается человеку как наказание, это по меньшей мере обскурантизм.

Например, мое христианское сознание против этого восстает. Можно ли подобное даже мыслить о Боге, о котором Иисус Христос сказал: «Бог есть любовь». Из-за этой любви к людям Он послал на землю своего Единородного Сына! Да, можно из-за грехов утерять связь с Богом, но Бог любит всякого человека и помогает ему, в том числе и в болезни. Как Бог может наказывать? Он же простил своим врагам. Он себя принес в жертву. Думаю, что это религиозное ханжество. Почему врач не может подражать Спасителю, который выступает в Евангелии как целитель, изгоняющий бесов, исцеляющий слепых и хромых.

– Итак, врач все-таки нуждается в помощи священника при лечении психических больных?

– Как я уже сказал, врач должен лечить болезни, а священник – помогать врачу. Ведь врач часто встречается с трудностями при лечении, поэтому он очень нуждается в духовной поддержке, чтобы продвигаться дальше. Ему важно общаться с такими людьми, как священник, мыслитель, писатель, художник, поэт.

Сейчас при многих психиатрических клиниках открываются храмы и часовни. Мне кажется, что это вполне благотворно сказывается на наших пациентах и медиках. Везде, где я ни работал, мне всегда хотелось, чтобы рядом была часовня. Наши пациенты очень любят философствовать, у них возникает много вопросов, на которые мне не очень легко ответить. Гораздо лучше, когда есть священник, с которым они могут общаться. На моей памяти не было ни одного случая, когда бы это усиливало болезнь.

– Ваш метод арт-терапии направлен на то, чтобы вывести больного из состояния одиночества и закрытости по отношению к людям. В чем он заключается?

– В свое время меня потрясло, насколько люди одиноки. Большинство моих пациентов, когда я работал в Рузской психбольнице Московской области, не бредили, не галлюцинировали, но одиноки были все. И тогда я подумал, что утрата диалога с внешним миром – это более фундаментальная вещь.

Если нет диалога с внешним миром – нет диалога и с самим собой. И вот из этих двух аксиом и возник мой метод арт-терапии, основанный на скульптурной терапии. Когда я леплю портрет пациента, я восстанавливаю его умение адекватно воспринимать себя – первообраз, не искаженный болезнью. Этот утраченный образ восстанавливается, и одновременно человек восстанавливает диалог с самим собой и внешним миром. Тогда исчезают бред и галлюцинации, сомнения, страхи.

А самое важное происходит тогда, когда не только врач лепит портрет пациента, но когда и сам больной пытается создать свой автопортрет. Главное, чтобы пациент воспринимал меня не как врача, а как партнера и друга.

Бывает, что многие больные находятся далеко и не могут приехать, тогда они делают свои автопортреты и привозят их мне.

– Известный ученый этнограф Левон Абрамян сравнил ваш метод с методом древнего целителя, который при помощи обрядов и символических действий не лечит в современном смысле этого слова, а исцеляет. Поэтому позвольте пожелать вам дальнейших успехов!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
2022
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1718
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1441
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
1060

Другие новости