Какова миссия священника, который служит при психиатрической больнице? Должны ли его отношения с его паствой быть чисто формальными или он должен относиться к ней с особым терпением?
Священник Александр Церковников служит в больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при Московской психиатрической клинической больнице имени Н.А.Алексеева уже 13 лет. Общение священника при больнице с пациентами является частью его пастырского служения. Через его храм прошли сотни больных людей. Многие уже выписались из больницы, но дорогу в этот храм не забыли. В этом отец Александр видит не только свою заслугу, но и тех, кто помогает ему в этом нелегком деле.
– Отец Александр, скажите, пожалуйста, сколько пациентов больницы постоянно посещают ваш храм?
– Число прихожан зависит от дня недели. Сегодня, например, воскресенье, поэтому здесь собрались около шестидесяти человек, половина из них – пациенты больницы (при том, что в клинике находится на лечении около двух тысяч человек), остальные – бывшие пациенты больницы и их родственники, а также те, кто живет поблизости.
Есть среди посетителей храма и такие верующие, которые скрывают свою религиозность от семьи, их устраивает то, что храм стоит в отдалении на территории больницы. Стоит сказать, что некоторые уже выписавшиеся больные очень хотели бы постоянно ходить в наш храм, но сделать это им не позволяет здоровье, да и живут многие далеко отсюда.
– Как часто вы встречаетесь с прихожанами больницы?
– Как правило, три-четыре раза в неделю во время богослужения. Кроме того, бывают и дополнительные встречи в зависимости от церковных праздников. По четвергам у нас проходит молебен об исцелении от пьянства при иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», по пятницам и субботам – водосвятный молебен иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость».
По воскресным и праздничным дням у нас совершается литургия, бывают крещения и требы. Среди пациентов много некрещеных, да и детишек – тех, кто лечится или лечился, мы с радостью крестим. Когда двери храма закрыты, на территории больницы есть часовня во имя святителя и чудотворца Николая, которая была открыта и освящена 30 июля 1996 года в память основателя больницы Николая Алексеева. В любой день сюда можно прийти и помолиться.
– Проводите ли вы специальные беседы, когда больной хочет поделиться своими переживаниями, пожаловаться на свое душевное состояние?
– На исповеди это, конечно же, довольно трудно. Для этой цели я обычно назначаю приватную беседу, если человек хочет пообщаться с глазу на глаз. В такой обстановке он может спокойно открыть свою душу. Есть пациенты, которые горят желанием пообщаться со мной, но в силу слабого здоровья (это в первую очередь относится к тяжелым и геронтологическим больным) не могут прийти в храм, тогда я посещаю их в отделении или палате. Здесь, в больнице, нужда в священнике очень большая.
– Практикуется ли в клинике плановое, согласованное с администрацией общение с больными, чтобы ускорить процесс выздоровления?
– Хочу особо подчеркнуть, что священник – не врач и не имеет никакого права вмешиваться в процесс лечения. Между мной и врачами не может быть никаких разногласий по этому поводу, я не вправе давать какие-либо рекомендации больным. У священника и врача – разные задачи. Люди общаются со мной только по собственному желанию. Среди нашей паствы есть также врачи и медперсонал больницы.
У паствы, включая врачей и пациентов, сложились нормальные дружеские отношения, в первую очередь основанные на взаимопонимании. Это создает очень благоприятную обстановку в клинике, атмосфера наполняется духом сострадательности и милосердия.
– Каким образом общение со священником помогает душевнобольному? Замечаете ли вы положительные изменения?
– Христианская вера должна влиять только положительно. Вы не представляете, какую радость я получаю, когда ко мне приходит пациент и говорит, что ему стало легче на душе. С одной стороны, мое воздействие посредством слова можно в какой-то мере обозначить как своеобразное лекарство. С другой – с моей помощью больной общается с Богом, и только Всевышний помогает ему, а моя задача – что-то подсказать, поправить, указать на заблуждения.
Надо быть провидцем, чтобы понять и оценить происходящие процессы и изменения в душе у пациента, поэтому одной из моих важнейших задач является умение правильно расположить к себе человека, только тогда он может довериться и открыться. Путь человека к Богу – долгий и непростой. Здесь могут быть как подъемы, так и спады. Проходит много времени, терпения и труда, чтобы были видны реальные изменения. По моему убеждению, для исцеления душевнобольного необходимо, чтобы человек знал и понимал веру, которая будет ему помогать в борьбе с болезнью.