Поиск преемника архиепископа Варшавского Станислава Вельгуса не занял у Ватикана много времени. 3 марта, спустя два месяца после скандальной отставки Вельгуса, обвиненного в сотрудничестве со спецслужбами Польской Народной Республики, Святой Престол объявил, что Варшавскую кафедру займет нынешний епископ Кошалинский и Колобжегский 57-летний Казимеж Ныч, бывший викарный епископ Краковский. Торжественная церемония его вступления на кафедру назначена на 1 апреля.
Если архиепископ Станислав Вельгус стал заложником социально-политической обстановки в стране и стратегического просчета Ватикана, то кандидатура Казимежа Ныча с точки зрения возможных люстрационных и политических проблем выглядит безопасной. В то же время архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш заявил, что сама тенденция люстрации духовенства, затронувшая даже близких друзей покойного Папы Иоанна Павла II, осложняет процесс беатификации польского Понтифика. Ватикан между тем объявил о завершении первого этапа этого процесса (так называемого епархиального расследования).
Своеобразное алиби и даже рекламу Нычу предоставил бывший капеллан краковского профсоюза металлургов «Солидарность» армяно-католик Тадеуш Исакович-Залеский, чья книга «Священники и Служба безопасности на примере Краковской епархии» издана в Польше 27 февраля текущего года. Книга основана на архивных документах Института народной памяти (ИНП). Исакович-Залеский подчеркивает, что СБ несколько раз пыталась завербовать Казимежа Ныча, но сломать его спецслужбам так и не удалось. Для нынешней польской власти, выступающей за люстрацию духовенства и «очищение Церкви», это хорошая рекомендация.
На пресс-конференции в Кошалине 7 марта Казимеж Ныч рассказал, что попытки завербовать его предпринимались офицерами СБ на протяжении 12 лет. Однако, по словам иерарха, он ответил отказом на предложение спецслужб даже тогда, когда пытался получить загранпаспорт и выехать на трехмесячную стажировку в Гете-институт в ФРГ. Он утверждает, что спецслужбы махнули на него рукой еще в 1982 г. после того, как на замечание офицера СБ, касающееся содержания одной из проповедей, Ныч ответил: «Если я совершил преступление, то вызовите меня в суд или прокуратуру, там я буду отчитываться за свою проповедь».
Впрочем, к деятельности Исаковича-Залеского на поприще разоблачения «священников-агентов» новый архиепископ Варшавский, как и многие иерархи Католической Церкви в Польше, относится критически. Автору книги о сотрудничестве краковского духовенства и СБ, по мнению Ныча, следовало бы войти в состав комиссии историков, получивших доступ к архивам ИНП, и вместе с ними готовить публикации. Настораживает его и то, что с 15 марта текущего года значительно расширен доступ к архивам для журналистов. «Я опасаюсь журналистской «охоты на ведьм», – заявил Ныч. Пресса, по его мнению, будет искать заголовки передовиц газет, а не историческую правду.
Ватикан, похоже, сделал выводы из ранее допущенных просчетов. О стремлении премьер-министра Ярослава Качиньского подчинить Церковь государству, использовать секретные досье, чтобы манипулировать общественным мнением, польские СМИ пишут уже достаточно давно. Биография Казимежа Ныча лишает власти пространства для маневра, во всяком случае разыграть «люстрационную карту» в его случае едва ли удастся. Вместе с тем по своим взглядам архиепископ Ныч – вовсе не «человек Качиньских».
В этой связи стоит отметить, что Казимеж Ныч, довольно редко высказывающийся по вопросам политики, в 2006 г. в своем послании к пастве на Великий пост заявил следующее: «Когда духовенство и католические СМИ подвергаются искушению вступить в сотрудничество с конкретными партиями и заняться политикой, необходимо прислушиваться к голосу Церкви и Папы. Политика – занятие для мирян!» Это критическая стрела, выпущенная в адрес консервативного католического «Радио Мария», за последние полтора года превратившегося в фактический рупор, медиатрибуну партии братьев Качиньских «Закон и справедливость» (ЗиС). Более того, Ныч выразил точку зрения большей части епископата Католической Церкви в Польше, старающегося по мере возможности и хотя бы на словах дистанцироваться от нынешней власти.
ЗиС, а также их партнеры по правящей коалиции – партии «Самооборона» и «Лига польских семей» (ЛПС) – так называемые евроскептики, достаточно сдержанно воспринявшие вступление Польши в Евросоюз. В свою очередь, Казимеж Ныч – евроэнтузиаст. На это, в частности, делает акцент итальянская пресса, интерпретирующая выбор кандидатуры нового Варшавского архиепископа. Так, газета Avvenire напоминает, что 1 мая 2004 г. Ныч распорядился устроить колокольный звон в кафедральном соборе Кракова в честь вступления Польши в ЕС. Как пишет La Repubblica, тем самым Казимеж Ныч «бросил вызов евроскептикам и популистам-почвенникам, которые сегодня находятся у власти в Польше».
Казимеж Ныч – неудобная кандидатура и для нынешнего министра образования Польши Романа Гертыха, консервативного политика и лидера ЛПС, чье назначение на этот пост спровоцировало в стране волну протеста. Ныч возглавляет комиссию по делам воспитания Конференции католических епископов Польши и уже неоднократно выступал с критикой инициатив министра.
От Ныча Гертыху досталось, в частности, за идею «амнистии» для школьников, не сдавших выпускные экзамены в 2006 г. Иерарх фактически назвал эту идею (отвергнутую Конституционным трибуналом как противоречащую Основному закону страны) популистской, отметив, что «нельзя покупать молодежь, фактически освободив 50 тысяч человек от сдачи экзаменов». Казимеж Ныч подверг критике и программу борьбы с насилием в школе «Zero Tolerance», озвученную министром 3 ноября 2006 г. и включающую в себя, в частности, усиление полицейского контроля в школе, введение школьной формы, комендантского часа для несовершеннолетних, систему наказаний и т.д. Эту программу поддержал, в частности, премьер-министр Ярослав Качиньский, тогда как Ныч заявил, что системе образования «не нужны такие потрясения».
«Теперь я буду ближе к министерству», – заявил в середине марта Казимеж Ныч, имея в виду свой грядущий переезд в польскую столицу. «Однако это не значит, что наш диалог станет легче», – добавил он. Нового архиепископа Варшавского ждет нелегкая работа: период адаптации к столичной жизни, новый круг обязанностей. Тем не менее Ватикан, для которого Польша в последние месяцы неожиданно стала «проблемной территорией», возлагает на него большие надежды.