В северном предместье Лхасы, в 4 км от центра столицы Тибета, у подножия горы Сэра находится один их трех самых крупных монастырей города, а также одна из шести крупных обителей школы гелугпа в Китае. Если буддийский монастырь Шаолинь известен боевым искусством своих насельников, то монастырь Сэра – «боевыми диспутами», которые ежедневно привлекают сюда сотни туристов.
Монастырь основан в 1419 г. Джамченом Шакья Иси – одним из восьми ближайших учеников и сподвижников Цзонхавы, основателя школы гелугпа (желтошапочников). Обитель занимает площадь около 115 тыс. кв. м и представляет собой прилепившийся к скале архитектурный комплекс со множеством ступенчато расположенных храмов и монашеских келий в стиле традиционных культовых сооружений Тибета.
Название «Сэра» (по-тибетски – «дикая роза», «шиповник») монастырь получил в связи с тем, что ко времени начала строительства выбранное для обители место было покрыто кустами диких роз. 27 декабря по тибетскому календарю здесь отмечается буддийский праздник Сэрапанчин, на который стекаются паломники со всего Тибета.
Из Лхасы добраться до монастыря довольно просто. Близ дворца Потала, бывшей резиденции Далай-ламы, надо сесть на автобус, который через четверть часа подъезжает ко входу в обитель.
Трехэтажные здания традиционной тибетской архитектуры с трапециевидной стеной и плоской кровлей огорожены невысокой стеной. Когда-то здесь подвизалось около 5 тыс. насельников, но в начале 1950-х гг., после аннексии Тибета, начались гонения, и число монахов резко уменьшилось. Ныне их здесь около 300 человек. Монастырь, как архитектурный памятник, взят под государственную охрану в 1961 г., но во время «культурной революции» (1967–1977 гг.) «под охрану» взяли и большую часть монахов. Обитель начала возрождаться с середины 1980-х гг., когда Тибет стал постепенно открываться для иностранцев.
Как и другие буддийские обители Тибета, монастырь Сэра существует в основном за счет входной платы. Монахи-тибетцы понимают это и терпимо относятся к любознательным туристам, стремящимся заглянуть даже в самые укромные уголки обители.
Сначала паломники и туристы поднимаются по аллее, ведущей в гору. Справа – главный храм. Внутри между колоннами рядами сидят монахи, читающие молитвы. Штабеля священных книг уходят под потолок. Тибетские книги относительно узкие и длинные, форма их позаимствована у индийских рукописей на пальмовых листьях, и открываются они вертикально, на связках. Книгопечатание, а точнее, ксилографическая печать с вырезанных на досках форм, пришло из Китая в Тибет раньше, чем появилось в Европе.
Однако чтение книг давно стало необязательным. Считается, что они обладают магической силой, поэтому раскрывать их необязательно. И сила эта увеличивается многократно, если использовать серебряные или лучше – золотые чернила.
В центре третьего зала – молитвенный алтарь в виде многоярусной ступы – чортена, пирамиды, украшенной старинным оружием и статуями. Дежурный монах наблюдает, чтобы выходящие не забыли, встав на колени, опустить голову в молитвенную нишу у основания чортена.
К трем часам дня толпы туристов заполняют монастырь. Ежедневно их доставляют сюда именно к этому времени на экскурсионных автобусах прямо по монастырской аллее. Гвоздь программы – «боевой диспут», в котором участвуют все монахи, свободные от дежурств и других послушаний.
На большом монастырском дворе в тени платанов яблоку некуда упасть: все пространство усеяно живописными группами насельников в облачениях вишневого цвета. Участники диспута «работают» либо в паре, либо в небольшой группе. Один из них в позе Будды сидит на плоской подушке и демонстрирует полную отрешенность. Его оппонент коршуном вьется вокруг него.
Но сидящий аскет продолжает сохранять полную невозмутимость и не вступает в пререкания. «Нападающий» в течение 1–2 минут гневно «заводится», после чего идет в атаку. Приподняв правую ногу, согнутую в колене, он протягивает левую руку в сторону невозмутимого, а затем с криком, в броске устремляется на противника. При этом правая рука выбрасывается вперед, одна из ладоней по касательной с хлопком ударяет по другой и летит дальше, замерев в сантиметре от головы партнера. А тот сидит себе на подушечке с каменным лицом.
Туристы, стоящие по периметру вдоль каменного забора, не перестают щелкать затворами фотоаппаратов, стараясь поймать эффектный момент. «Духовная брань» продолжается ровно 40 минут. Затем наместник хлопает в ладоши, и монахи, сбросив маску гнева, с улыбкой рассаживаются на земле стройными рядами. Краткий «разбор полетов» завершается раздачей «премиальных»: бритоголовые аскеты цепочкой тянутся к наместнику, и тот вручает каждому «богослову» по 300 юаней (около 40 долларов) «за труды».
Но для монахов «не в деньгах счастье». Главное – это вручение каждому из них хадака (по-тибетски «хадак» – «обрядовый шарф»). Это длинный кусок белой ткани, сложенный по длине в два слоя. Подношение хадака – неотъемлемый элемент ритуала поклонения буддийским святыням, насчитывающий несколько сотен лет. Он также обязателен при встрече и проводах высоких гостей, духовных наставников. Хадак фигурирует и в качестве выражения скорби на похоронах, и как символ пожелания благополучия молодоженам.
Хадак бывает не только белого, но и голубого, темно-синего, желтого цвета, есть и пестрые шарфы. По ламаистскому обычаю они олицетворяют одежду Будды и преподносятся лишь при особо торжественных религиозных церемониях. Но все же преобладает белый хадак. В представлении тибетцев этот цвет олицетворяет благородство, величие, чистоту, искренность, доброту и благополучие.
Подношение и выбор хадака производятся строго по этикету. В старые времена чиновничьей иерархии хадаки, предназначенные для каждого разряда служилых людей, строго регламентировались. Нарушение устоев считалось преступлением. В народе выбор хадака зависит главным образом от возможностей подносителя. Перед тем как поднести хадак, надо аккуратно сложить ткань вдвое по длине, свободные края при этом должны быть обращены к тому, кому хадак подносится. Если хадак подносится вышестоящему по чину или старшему по возрасту, то подносящий должен наклониться под углом в 90 градусов, затем поднять хадак на вытянутых руках выше головы и положить его аккуратно на протянутые руки принимающего.
Через час после «боевого диспута» и получения хадака его участники длинным ручейком стекаются в храм на молитву с благостными лицами. Но завтра снова «бой», «покой нам только снится».