Когда в 2003 г. было объявлено, что пятая по счету Всемирная встреча семей, традиционно организуемая Римско-Католической Церковью, пройдет в испанской Валенсии, никто не придал этому факту особого значения. Испания так Испания┘ В конце концов, где еще проводить такого рода мероприятия, как не в «традиционно католической» стране, управляемой к тому же консерваторами? Однако за три года все перевернулось с ног на голову.
У Пятой Всемирной встречи семей в Валенсии появился очевидный подтекст. В 2004 г. консерваторов сменили социалисты во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. Год спустя в стране вступил в силу закон, разрешающий однополые браки и дающий представителям сексуальных меньшинств право на усыновление и удочерение детей (см. «НГР» № 8, 2005 г.). Правительство Сапатеро также значительно упростило законодательство, регулирующее искусственное оплодотворение, и процедуру развода.
По некоторым данным, начиная с лета 2005 г. в Испании было официально зарегистрировано порядка 3 тыс. однополых браков. С процедурой адаптации детей все несколько сложнее. По словам руководителя пресс-службы правительства Испании Фернандо Мораледы, передаче однополым парам прав на воспитание детей должна предшествовать подготовка соответствующей «экономической и социальной базы». Но, судя по всему, и это положение закона социалисты в конечном итоге доведут до реализации.
8 июля Папа Римский Бенедикт XVI прибыл в страну, которая за несколько лет из оплота и надежды Католической Церкви в Западной Европе превратилась в настоящее поле битвы между консервативным католицизмом и прогрессирующим секуляризмом. Шутка ли: в «традиционно католической» стране, по данным социологических опросов, свыше 60% населения поддерживают легализацию однополых браков! Пятая Всемирная встреча семей, проходившая в Валенсии с 1 по 9 июля, дала Понтифику возможность напомнить о традиционных семейных ценностях в стране, где положение Церкви становится все более шатким.
В своем обращении к иерархам Католической Церкви в Испании, произнесенном в кафедральном соборе Валенсии 8 июля, Бенедикт XVI критиковал «стремительную секуляризацию», проводники которой «действуют так, как если бы Бог никогда не существовал, а вера была бы исключительно личным делом каждого». Выступая 9 июля перед миллионной толпой паломников, Понтифик обрушился на «попытки организовать общественную жизнь исключительно на основе субъективного и эфемерного желания, без обращения к базовым ценностям».
К этой достаточно очевидной критике политики социалистов вместе с паломниками прислушивался и министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос, не отвечающий в испанском правительстве ни за социальную политику, ни за отношения с религиозными организациями. Сам Сапатеро и вице-министр Мария Тереса Фернандес де ла Вега, курирующая связи правительства с Католической Церковью, проигнорировали и Всемирную встречу семей, и воскресное богослужение, совершенное Папой в кафедральном соборе Валенсии. Это обстоятельство насторожило Ватикан, а западные СМИ предположили, что отсутствие испанского премьера на богослужении – это как раз следствие разногласий между ним и Папой по вопросу об однополых браках и семье.
Несомненно, что это составляет яркий контраст по сравнению с Польшей, где Бенедикт XVI побывал совсем недавно и где члены кабинета министров окружали Понтифика, куда бы он ни направлялся! Конечно, и Сапатеро не мог не соблюсти протокольных формальностей – все-таки в Испанию прибывал не только глава Католической Церкви, но и глава государства Ватикан. Вместе с королем Хуаном Карлосом II испанский премьер встречал Понтифика в аэропорту Валенсии, а вечером 8 июля он и де ла Вега встретились с Бенедиктом XVI в архиепископской резиденции.
По сообщениям ватиканского информагентства «Zenit», 15-минутная встреча прошла в «сердечной обстановке». Говорили о проблемах семьи, миграции, будущем Европы, борьбе за мир и ситуации в Африке. Обменялись дорогими подарками. Услышали друг друга. Но на этом была поставлена точка. Присутствие же или отсутствие премьера Испании, главы правительства светского государства, на богослужении – его личное дело, и изрядно избалованному вниманием властей Ватикану, кажется, пора привыкать к новым реалиям.
«В свое время на богослужения Иоанна Павла II приходили и Даниэль Ортега (лидер никарагуанских революционеров-сандинистов. – «НГР»), и Фидель Кастро», – говорил журналистам теперь уже бывший пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро-Вальс. О латиноамериканских лидерах, в общем, вспомнили не случайно: Ватикан опасается, как бы в этом «традиционно католическом» регионе не взяли на вооружение инициативы Сапатеро. «Испания – это зеркало, в которое смотрят страны Латинской Америки, и источник, из которого они черпают опыт», – заявил недавно западным СМИ представитель Римской курии, пожелавший сохранить свое инкогнито.
В принципе речь идет о несколько разных явлениях. В Латинской Америке Католическая Церковь сохраняет свой авторитет при любой власти, и для политического лидера, будь то коммунист или проамериканский либерал, встреча с Папой Римским – отличный пиар. Впрочем, по мнению аналитиков, стремительной секуляризации в Латинской Америке в принципе нет.
В Испании же Церковь свой авторитет постепенно теряет. При том, что 80% испанцев считают себя католиками, лишь 18% регулярно посещают воскресные богослужения. Свыше 70% испанцев считают, что Церковь и ее иерархи далеки от жизненных реалий и забот верующих.
Правительство Сапатеро опирается на поддержку значительной части населения, полагающей, что лучший путь для страны – это максимальная евроинтеграция, а не традиционализм и католический консерватизм. Эта поддержка окрыляет социалистов, которые могут последовательно демонстрировать свою приверженность идее светского государства. И испанскому премьеру сегодня вовсе не обязательно позировать фотографам вместе с Бенедиктом XVI или вслушиваться в каждое слово папской проповеди.