0
1003
Газета Общество Интернет-версия

05.07.2006 00:00:00

«На молитву становись!»

Тэги: церковь, армия, капеллан


В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) сотрудничество, или «соработничество», с Вооруженными силами РФ зафиксировано как одна из сфер деятельности Церкви в обществе. 26–29 июня в Калининграде прошли IV учебные сборы военного духовенства с участием представителей других традиционных религий – ислама, буддизма, иудаизма. Однако законодательная база для введения института капелланов в России отсутствует. О проблемах взаимоотношений РПЦ с Вооруженными силами «НГР» рассказал главный редактор журнала «Религия и право» адвокат Анатолий Пчелинцев.

– Анатолий Васильевич, в конце июня митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил, что у традиционных религий должно быть законодательное право работать в государственных институтах, в первую очередь в армии. Как это соотносится с действующим законодательством?

– К вопросу о внедрении института военных капелланов надо подходить крайне осторожно. Мы уже знаем резкое заявление Союза советских офицеров, в котором говорится, что «проведение этого мероприятия (учебных сборов военного духовенства. – «НГР») на военном объекте грубо попирает принципы свободы совести, светскости государства и является незаконным». Не считаться с этим заявлением нельзя. Подавляющее большинство российских военнослужащих – вообще неверующие. Поэтому надо учитывать и их мнение, а не только верующей части населения. Государство должно быть более гибким во всех этих вопросах.

– Считаете ли вы возможной деятельность военных капелланов в России?

– В принципе я считаю это положительным моментом. Но для этого нужно создать условия, к чему мы на сегодняшний день не готовы. В свое время я изучал историю военного духовенства в царской России, исследовал эту проблему в странах Западной Европы и в США. Там я посетил сухопутную академию в Вест-Пойнте, морскую академию в Аннаполисе и военно-воздушную академию в Колорадо-Спрингс.

Я наблюдал, как там работают военные священники. К примеру, в Колорадо-Спрингс работали представители девяти религий и христианских конфессий, в том числе православный священник в звании капитана. Государство платило ему приличную зарплату для того, чтобы он духовно окормлял девять человек, которые идентифицировали себя как православные. На самом деле, военный капеллан – это не только духовник и священнослужитель, но и психолог, который занимается социальной работой.

– Но в российских воинских частях работают психологи, есть и заместители командира по воспитательной работе.

– Да, и если мы откажемся от тех, кого смогли подготовить за все эти годы, оставшись только с военными священниками, то как бы не получился обратный результат – дедовщина, но уже на религиозной почве. Процесс введения института капелланов нужно осуществлять очень аккуратно, иначе все закончится провалом.

На сегодняшний день в Федеральном законе о статусе военнослужащих есть статья 8 о свободе совести и вероисповедания, которая не выдерживает никакой критики. В пункте 4 этой статьи сказано: «Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов». Теперь давайте посмотрим статью 28 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «каждому гарантируется свобода совести». Возникает противоречие: Конституция говорит одно, а федеральный закон о статусе военнослужащих – совсем другое. Это очень серьезное противоречие.

– А как вы оцениваете проведение учебных сборов военного духовенства без соответствующей законодательной базы, явочным порядком?

– Это нарушение конституционного принципа светскости государства. Давайте вспомним статью 14 Конституции, где сказано, что «Россия – светское государство» и что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Я боюсь, что проведение таких сборов явочным порядком, без надлежащего обсуждения может принести большой вред. Я бы в первую очередь исправил Федеральный закон о статусе военнослужащего.

Давайте откроем Женевскую конвенцию 1949 года об обращении с военнопленными. Там есть статьи 31–34, где говорится, что пленные военнослужащие имеют право беспрепятственно встречаться со священнослужителем, иметь религиозную литературу, предметы религиозной атрибутики и т.д.

Теперь откроем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статью 14 об обеспечении свободы совести и вероисповедания осужденных. Я просто восхищаюсь объемом их прав, когда читаю эту статью: «Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию и не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними». Далее подробно расписывается, что они имеют право делать. Получается, что российский военнослужащий с юридической точки зрения более ущемлен в праве на свободу вероисповедания, чем военнопленный и отбывающий уголовное наказание!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
479
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2195
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1431
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1066

Другие новости