Минувшим летом по одному из каналов российского ТВ был показан фильм известного итальянского режиссера Марко Беллоккьо "Час религии". Так называется еженедельный факультативный урок в школе, во время которого юным итальянцам преподают основы религии. В школьную программу эта дисциплина была включена 20 лет назад и стала заменой "Закону Божию".
Изменение стало возможным после того, как в 1984 году итальянское правительство и Католическая Церковь пересмотрели свои отношения и заключили новый конкордат. Согласно новому закону, принятому после утверждения конкордата, школьник сам или по просьбе родителей мог быть зачислен в состав группы, в которой ведется преподавание основ той или иной религии. Преимущественно школьникам преподавались основы католицизма, реже учение евангелистов-вальденсов или основы иудаизма. Дети, не желавшие обучаться основам какой-либо религии, все равно обязаны были на протяжении часа оставаться в школе, присутствовать на каком-либо "альтернативном" уроке или же выполнять самостоятельное задание.
В соответствии с новым положением изменился и контингент учителей, получающих зарплату наравне с другими преподавателями. Если прежде эти занятия вели только священнослужители, то с 1984 года к преподаванию привлекались и светские педагоги, в том числе женщины. В то же время все соискатели должны были получить одобрение местного епископа.
Очень важный момент: урок религии стал факультативным в стране, где 98% населения представляли итальянцы, так или иначе связанные с католицизмом. Хорошо известно, что даже члены влиятельной Коммунистической партии Италии в послевоенный период нередко были католиками. Принадлежность к Итальянской компартии, в отличие от КПСС, не исключала исповедания той или иной религии. Принципы свободы совести и веротерпимости, провозглашенные Конституцией Италии 1945 года, оставляли гражданину право быть атеистом, не говоря уже о некоторых интеллектуалах, метавшихся между гностицизмом и агностицизмом. Не было недостатка и в призывах преподавать религию на научной основе.
Так было 20 лет назад. Как обстоят дела с преподаванием основ религии в итальянской школе сегодня? Прежде всего следует сказать, что за два десятилетия несколько изменился этноконфессиональный состав населения страны. Это произошло за счет резкого притока иммигрантов, число которых оценивается примерно в 1,5 млн. человек. В основном это выходцы из стран Африки и Азии, и более половины из них исповедуют ислам. Когда же встал вопрос об уроке религии для их детей, то обнаружилась острая нехватка квалифицированных преподавателей. Впрочем, с такими же проблемами могут столкнуться не только мусульмане, но и православные. Известно, что за последние 10-15 лет в Италии обосновалось немало выходцев с Украины и из Молдавии, а им и их подрастающим детям, учащимся в итальянской школе, тоже придется делать выбор в отношении преподавания основ религии.
Однако оказалось, что главная проблема заключается вовсе не в иммигрантах. Недавно, в канун нового учебного года, Министерство образования Италии обнародовало данные о посещаемости урока религии, и у многих они вызвали шок. Выяснилось, что интерес школьников к предмету стремительно падает. Если в начальной и неполной средней школе в 2004-2005 гг. процент не посещающих его учеников составил соответственно 6,1 и 11,2, то в старших классах средней школы он вырос до 37,6%. Занятие, таким образом, не посещал практически каждый третий старшеклассник, в то время как еще четыре года их не посещали 11,7% школьников.
Причем в некоторых учебных заведениях, особенно на севере страны и в ряде крупных городов, число отсутствовавших переваливало за половину. Как горько пошутил один из педагогов, "если "час религии" приходился на начало или конец школьных занятий, то почти все учащиеся оказывались атеистами". В среднем же по стране число учащихся, не посещавших этот урок, составило 18,3%.
В чем причина падения интереса школьников к изучению основ религии?
На это пытаются ответить сами преподаватели, представители Церкви, социологи. Так, влиятельная газета "Република" приводит мнение Козимо Гуарини, директора римского классического лицея "Мамиани", где в некоторых классах число отсутствовавших на уроке религии составляло более 50%: "Религия не может быть предметом преподавания в школе, это все равно что ввести в программу "час жизни". Задачей школы не может и не должно быть воспитание в детях духовности. Это - личная сфера индивидуума. Я мог бы согласиться, если бы речь шла об истории религий. Думаю, что государство должно отстаивать светский характер образования. Тем более что нельзя даже сказать, что католическая религия в Италии имеет какой-либо официальный статус".
Реакция представителей Католической Церкви на положение дел с уроком религии была, как и следовало ожидать, более осторожной. Подчеркивалось, в частности, что уменьшение числа посещающих занятия не отражает общую картину религиозности в стране, что такое положение наблюдается в основном в крупных городах, тогда как в остальных районах страны, напротив, наблюдается тенденция к росту интереса к католической вере. Отмечалось также, что нельзя ограничиваться только перечислением цифр, а надо смотреть глубже. Например, на то, как обстоят дела с преподавательским составом, каковы запросы и ожидания самих учащихся.
Представители Церкви утверждали, что без знания основ католической религии трудно претендовать на полноценное усвоение итальянской культуры, особенно в таких областях, как философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка и другие гуманитарные направления.
Действительно, последний аргумент следует признать достаточно обоснованным. Католическая культура - неотъемлемая часть итальянской истории и повседневного быта итальянцев. В принципе никто в Италии не возражает против того, чтобы итальянские дети усваивали все то ценное и полезное, что может дать им школа.
Обозреватель все той же газеты "Република" Франческо Мерло так объясняет причины падения интереса школьников к уроку религии: "Существует прямая и сильная зависимость между игнорированием учащимися "часа религии" и использованием религии в политических целях, между новой Церковью немецкого Папы и отказом молодежи следовать новому катехизису... Падение интереса к изучению религии в школе - это своеобразная плата за тот тяжелый крест, который приходится нести верующим и который пытаются использовать в предвыборной агитации различные политические силы┘ Иные теологи ратуют, с одной стороны, за возврат к религиозности, а с другой - занимаются "маркетингом Божьей благодати", обещанием рая, словно это реклама в газете или бонусы, которые даются при приобретении телефонных карточек: берешь три, а платишь за две. Если именно такие вещи преподают сегодня в школе, то данные, приведенные Министерством образования, являются действительно хорошим знаком для итальянских детей".
Приведенные выше мнения разнообразны и не лишены противоречий, но они отражают отношение итальянцев к такой непростой проблеме, как преподавание религии в школе. В итальянском обществе, которое отличает широкий плюрализм мнений по самым разным проблемам, вряд ли возможен возврат ко временам монополии священнослужителей в этом деликатном вопросе.