0
1075
Газета Общество Интернет-версия

21.12.2005 00:00:00

Основы католицизма в пустеющих классах

Гамэр Баутдинов

Об авторе: Гамэр Анварович Баутдинов - публицист, член Союза журналистов России.

Тэги: италия, школа, католицизм


Минувшим летом по одному из каналов российского ТВ был показан фильм известного итальянского режиссера Марко Беллоккьо "Час религии". Так называется еженедельный факультативный урок в школе, во время которого юным итальянцам преподают основы религии. В школьную программу эта дисциплина была включена 20 лет назад и стала заменой "Закону Божию".

Изменение стало возможным после того, как в 1984 году итальянское правительство и Католическая Церковь пересмотрели свои отношения и заключили новый конкордат. Согласно новому закону, принятому после утверждения конкордата, школьник сам или по просьбе родителей мог быть зачислен в состав группы, в которой ведется преподавание основ той или иной религии. Преимущественно школьникам преподавались основы католицизма, реже учение евангелистов-вальденсов или основы иудаизма. Дети, не желавшие обучаться основам какой-либо религии, все равно обязаны были на протяжении часа оставаться в школе, присутствовать на каком-либо "альтернативном" уроке или же выполнять самостоятельное задание.

В соответствии с новым положением изменился и контингент учителей, получающих зарплату наравне с другими преподавателями. Если прежде эти занятия вели только священнослужители, то с 1984 года к преподаванию привлекались и светские педагоги, в том числе женщины. В то же время все соискатели должны были получить одобрение местного епископа.

Очень важный момент: урок религии стал факультативным в стране, где 98% населения представляли итальянцы, так или иначе связанные с католицизмом. Хорошо известно, что даже члены влиятельной Коммунистической партии Италии в послевоенный период нередко были католиками. Принадлежность к Итальянской компартии, в отличие от КПСС, не исключала исповедания той или иной религии. Принципы свободы совести и веротерпимости, провозглашенные Конституцией Италии 1945 года, оставляли гражданину право быть атеистом, не говоря уже о некоторых интеллектуалах, метавшихся между гностицизмом и агностицизмом. Не было недостатка и в призывах преподавать религию на научной основе.

Так было 20 лет назад. Как обстоят дела с преподаванием основ религии в итальянской школе сегодня? Прежде всего следует сказать, что за два десятилетия несколько изменился этноконфессиональный состав населения страны. Это произошло за счет резкого притока иммигрантов, число которых оценивается примерно в 1,5 млн. человек. В основном это выходцы из стран Африки и Азии, и более половины из них исповедуют ислам. Когда же встал вопрос об уроке религии для их детей, то обнаружилась острая нехватка квалифицированных преподавателей. Впрочем, с такими же проблемами могут столкнуться не только мусульмане, но и православные. Известно, что за последние 10-15 лет в Италии обосновалось немало выходцев с Украины и из Молдавии, а им и их подрастающим детям, учащимся в итальянской школе, тоже придется делать выбор в отношении преподавания основ религии.

Однако оказалось, что главная проблема заключается вовсе не в иммигрантах. Недавно, в канун нового учебного года, Министерство образования Италии обнародовало данные о посещаемости урока религии, и у многих они вызвали шок. Выяснилось, что интерес школьников к предмету стремительно падает. Если в начальной и неполной средней школе в 2004-2005 гг. процент не посещающих его учеников составил соответственно 6,1 и 11,2, то в старших классах средней школы он вырос до 37,6%. Занятие, таким образом, не посещал практически каждый третий старшеклассник, в то время как еще четыре года их не посещали 11,7% школьников.

Причем в некоторых учебных заведениях, особенно на севере страны и в ряде крупных городов, число отсутствовавших переваливало за половину. Как горько пошутил один из педагогов, "если "час религии" приходился на начало или конец школьных занятий, то почти все учащиеся оказывались атеистами". В среднем же по стране число учащихся, не посещавших этот урок, составило 18,3%.

В чем причина падения интереса школьников к изучению основ религии?

На это пытаются ответить сами преподаватели, представители Церкви, социологи. Так, влиятельная газета "Република" приводит мнение Козимо Гуарини, директора римского классического лицея "Мамиани", где в некоторых классах число отсутствовавших на уроке религии составляло более 50%: "Религия не может быть предметом преподавания в школе, это все равно что ввести в программу "час жизни". Задачей школы не может и не должно быть воспитание в детях духовности. Это - личная сфера индивидуума. Я мог бы согласиться, если бы речь шла об истории религий. Думаю, что государство должно отстаивать светский характер образования. Тем более что нельзя даже сказать, что католическая религия в Италии имеет какой-либо официальный статус".

Реакция представителей Католической Церкви на положение дел с уроком религии была, как и следовало ожидать, более осторожной. Подчеркивалось, в частности, что уменьшение числа посещающих занятия не отражает общую картину религиозности в стране, что такое положение наблюдается в основном в крупных городах, тогда как в остальных районах страны, напротив, наблюдается тенденция к росту интереса к католической вере. Отмечалось также, что нельзя ограничиваться только перечислением цифр, а надо смотреть глубже. Например, на то, как обстоят дела с преподавательским составом, каковы запросы и ожидания самих учащихся.

Представители Церкви утверждали, что без знания основ католической религии трудно претендовать на полноценное усвоение итальянской культуры, особенно в таких областях, как философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка и другие гуманитарные направления.

Действительно, последний аргумент следует признать достаточно обоснованным. Католическая культура - неотъемлемая часть итальянской истории и повседневного быта итальянцев. В принципе никто в Италии не возражает против того, чтобы итальянские дети усваивали все то ценное и полезное, что может дать им школа.

Обозреватель все той же газеты "Република" Франческо Мерло так объясняет причины падения интереса школьников к уроку религии: "Существует прямая и сильная зависимость между игнорированием учащимися "часа религии" и использованием религии в политических целях, между новой Церковью немецкого Папы и отказом молодежи следовать новому катехизису... Падение интереса к изучению религии в школе - это своеобразная плата за тот тяжелый крест, который приходится нести верующим и который пытаются использовать в предвыборной агитации различные политические силы┘ Иные теологи ратуют, с одной стороны, за возврат к религиозности, а с другой - занимаются "маркетингом Божьей благодати", обещанием рая, словно это реклама в газете или бонусы, которые даются при приобретении телефонных карточек: берешь три, а платишь за две. Если именно такие вещи преподают сегодня в школе, то данные, приведенные Министерством образования, являются действительно хорошим знаком для итальянских детей".

Приведенные выше мнения разнообразны и не лишены противоречий, но они отражают отношение итальянцев к такой непростой проблеме, как преподавание религии в школе. В итальянском обществе, которое отличает широкий плюрализм мнений по самым разным проблемам, вряд ли возможен возврат ко временам монополии священнослужителей в этом деликатном вопросе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1989
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4048
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3079
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2516

Другие новости