Принятую II Ватиканским Собором 28 октября 1965 г. декларацию "Nostra aetate" ("В наш век") представители Римско-Католической Церкви, а также сторонники межрелигиозного диалога считают документом эпохальным. На посвященной 40-летию этого документа конференции, прошедшей в Москве по инициативе Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), католической Архиепархии Божьей Матери и Библейско-богословского института святого Андрея, муфтий Равиль Гайнутдин отметил, что именно 1965 год стал для приверженцев ислама и католиков началом "системного взаимодействия во всемирном масштабе". По словам муфтия, декларация Собора положила конец многовековой открытой конфронтации Католической Церкви и мусульман.
Текст "Nostra aetate" начал формироваться на 3-й сессии II Ватиканского Собора в 1964 г. Изначально предполагалось, что вопросу об отношении Католической Церкви к нехристианским религиям будет посвящена часть Декрета об экуменизме "Unitatis redintegratio" ("Восстановление единства"), но впоследствии было принято решение о создании специального документа. Для подготовки текста "Nostra aetate" была, в частности, создана подкомиссия по исламу, итогом работы которой стал третий раздел Декларации. В нем подчеркивается, что основным вероучительным различием между христианами и мусульманами является отказ последователей ислама признать Иисуса Богом. Однако это не должно было стать преградой для диалога. Католическая Церковь, указывая на принадлежность христиан и мусульман к авраамической традиции, почитание Единого Бога и общие нравственные ценности, призвала представителей двух религий к "забвению прошлого" и сотрудничеству в рамках современного общества.
Выступая 24 ноября на вышеупомянутой конференции, глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич отметил, что, по его мнению, степень актуальности "Nostra aetate" за 40 лет не только не уменьшилась, но, напротив, возросла. По словам митрополита, "безбожный мир" постепенно осознает, что справиться с вызовами времени без помощи религиозных лидеров он не в состоянии. Тревожные тенденции дают о себе знать, и за примером не нужно далеко ходить: события во Франции наглядно обозначили драматизм столкновения двух цивилизаций - исламской и европейской, в основе которой, как постоянно подчеркивает Католическая Церковь, лежат христианские и, в частности, католические ценности.
На конференции в ДУМЕР о ситуации во Франции говорили и духовные лица, и светские ученые. Однако в итоге вопрос о том, как инициированный декларацией "Nostra aetate" диалог мусульманских и католических лидеров может помочь обществу ответить на вызовы, подобные французскому, остался открытым. "Возросшая актуальность" декларации, возможно, положительно характеризует текст "Nostra aetate", но в то же время бросает тень на практическую реализацию основных положений документа.
Хрестоматийными примерами "прогресса" в диалоге католиков и последователей ислама стали выступление Папы Римского Иоанна Павла II перед молодыми мусульманами в Касабланке в 1985 г. и посещение им мечети Омейядов в Дамаске в 2001 г. В текущем году к этим примерам добавился еще один: во время Всемирных дней католической молодежи Папа Бенедикт XVI встретился с представителями мусульманской общины Кельна.
Для религий с тысячелетним опытом противостояния такого рода визиты и встречи - это несомненно эпохальные шаги. Но ведь декларация "Nostra aetate" рассматривала диалог католицизма и ислама в более широком социальном контексте, а в этом плане прогресс малозаметен. В то время как противоречия в современном обществе стремительно нарастают, Католическая Церковь и мусульманские лидеры по-прежнему лишь демонстрируют приверженность идее сотрудничества и заявляют о своих намерениях.
Специалисты, в числе которых выступавший на конференции в ДУМЕР Алексей Журавский, считают, что в декларации "Nostra aetate" было обозначено поле и для богословского диалога мусульман и католиков. Фактически документ лишь привел основания, которые позволяют исламским и католическим богословам собраться за одним столом. В то же время совершенно ясно, что настоящим двигателем диалога должно стать обсуждение противоречий, а не "общих мест".
Шейх Фарид Асадуллин в своем докладе на межрелигиозном форуме 24 ноября предложил христианам рассмотреть возможность создания... Третьего Завета, в котором говорилось бы о том, что Коран - богооткровенная книга. По мнению Асадуллина, углублению диалога могло бы способствовать и признание христианами истинности пророчества Мухаммада. Эти предложения не спровоцировали ни ясно выраженной реакции католической стороны, ни даже формальной дискуссии, что неудивительно: современные ислам и католицизм в действительности едва ли готовы обсуждать столь принципиальные вопросы. За 40 лет, прошедших со времен II Ватиканского Собора, диалог мусульман и католиков не удалось вывести на серьезный богословский уровень.
Во время II Ватиканского Собора Католическая Церковь, по словам митрополита Кондрусевича, отказалась от принципа "монополии на истину". Несмотря на это, ее догматическое сближение с исламом или какой-либо иной нехристианской религией вряд ли возможно даже в отдаленной перспективе. Признания божественности Христа исламскими богословами также не приходится ожидать. Стороны прекрасно понимают, что такого рода сближение чревато потерей идентичности, и не решатся на догматическую революцию.
Очевидно, что межрелигиозный богословский диспут сегодня не даст каких-либо позитивных результатов. Следует сделать скидку и на то, что форум, прошедший в ДУМЕР, - событие российского масштаба, и реформы вероучения не в компетенции его участников. Положения "Nostra aetate" сегодня - что-то вроде дипломатического протокола. Cудя по всему, представители ислама и католицизма ценят диалог за то, что он есть, а не за конкретные результаты. Диалог был призван изменить мир, но в итоге превратился в этикет, и участвующие в нем стороны вынуждены из года в год повторять "священные формулы". Стоит ли при таком положении дел говорить о каком-то прогрессе? Или идеи "Nostra aetate" уже сегодня не работают?
Доклад имама Рустама Мусина о сотрудничестве между мусульманами и католиками в Твери на конференции в ДУМЕР должен был стать чем-то вроде иллюстрации реального воплощения положений "Nostra aetate". Действительно, тверская Соборная мечеть и католический храм Преображения Господня стоят по соседству. Действительно, между двумя общинами установились доверительные отношения, и имам Соборной мечети может даже занять у настоятеля католической церкви деньги. Однако подобная взаимопомощь - не что иное, как проявление естественной солидарности религиозных меньшинств. Можно предположить, что отношения католиков и мусульман в Твери выглядели бы точно так же и вне зависимости от итогов II Ватиканского Собора.
"Тверской пример", к сожалению, не отражает реальной картины взаимоотношений последователей ислама и католицизма в мире. Так, во многих странах Африки имеет место скорее конкуренция миссионеров, нежели диалог. В Европе же католические иерархи с беспокойством смотрят на наплыв иммигрантов из арабских стран.
Так, бывший архиепископ Болоньи кардинал Джакомо Биффи неоднократно призывал итальянские власти ограничить въезд в страну иммигрантам из мусульманских стран, а нынешний Папа Бенедикт XVI не раз высказывался против вступления Турции в Евросоюз по причине "различия менталитетов". Да и пример Франции, где горели не только машины и магазины, но и христианские церкви, свидетельствует, что диалог двух авраамических религий никак не отражается на менталитете их последователей┘
Получается, что в России принципы, провозглашенные в "Nostra aetate", воплотить в жизнь гораздо легче. Российские католики и мусульмане проводят конференции и делают по их итогам совместные заявления. Увы, тексты этих заявлений принимаются сторонами абсолютно бездискуссионно. Увы, потому что диалог - это скорее решение проблем, чем вежливый обмен рукопожатиями и совместные чаепития.