Скандальная история, связанная с арестом македонскими властями видного сербского иерарха архиепископа Охридского Йована Вранишковского, постепенно приобретает общеевропейское звучание. Дело дошло до того, что президент Македонии Бранко Црвенковский был вынужден обратиться за помощью в разрешении этого межцерковного конфликта, уже приведшего к политическому скандалу между Сербией и Македонией, к Русской Православной Церкви и непосредственно к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Иерарх Сербской Православной Церкви (СПЦ) Йован Вранишковский в мае нынешнего года был назначен Синодом СПЦ главой Охридской епархии, действующей на территории Македонии параллельно с Македонской Православной Церковью. Однако Македонская Церковь и власти Македонии резко воспротивились этому решению, посчитав, что оно нанесет ущерб национальной независимости страны. В июле архиепископ Йован был арестован и заключен в тюрьму близ Скопье. Согласно представленным суду Македонской Церковью документам, архиепископ занимался деятельностью, направленной на разжигание вражды между православными верующими, что преследуется по законам Македонии.
Надо сказать, что разногласия между Сербской Церковью и Македонской, всеми силами стремящейся к утверждению своей автокефальности (независимости), продолжаются уже в течение нескольких десятилетий. Македонская Церковь отделилась от Сербской еще в 1967 году, однако ни СПЦ, ни другие Поместные Православные Церкви до сих пор этой независимости не признают. В свою очередь, власти Македонии отказываются признавать в своей стране деятельность какой-либо другой Церкви, кроме Македонской. Охридская архиепископия, находящаяся в юрисдикции Сербской Церкви (т.е. Белграда и Патриарха Сербского Павла), объявлена вне закона, а ее глава неоднократно подвергался аресту и попадал в тюрьму за "разжигание религиозной розни". В ответ Синод Сербской Церкви в мае этого года отлучил от церковного общения всех верующих Македонской Церкви.
С требованием освободить заключенного к македонским властям безуспешно обращался Сербский Патриарх Павел и главы многих Поместных Православных Церквей (включая и Московский Патриархат). В конфликтную ситуацию вмешался и Ватикан. Святой Престол направил премьер-министру Македонии Владе Бучковскому письмо с требованием освободить заключенного из-под стражи. "В Ватикане считают, что "дело" владыки Йована рассматривалось македонским судом без учета основных положений Европейской конвенции о правах человека, и прежде всего тех из них, которые касаются соблюдения прав верующих", - отмечается в обращении представителей Святого Престола.
Просьбу глав христианских Церквей об освобождении Вранишковского представитель Македонский Церкви митрополит Агафангел прокомментировал так: "Не мы его посадили. Он сам хотел ареста, чтобы оказаться мучеником". По его мнению, конфликт между Церквами продлится до тех пор, пока СПЦ "не заберет из Македонии своего экзарха", а переговоры с сербскими архиереями могут начаться лишь тогда, когда те упразднят "так называемую Охридскую архиепископию", а ее главе "предоставят один из приходов в Сербии".
Неправомерно суровое решение суда в отношении священнослужителя уже негативно отразилось на межгосударственных отношениях Белграда и Скопье. В частности, министр по капитальным инвестициям Сербии Велимир Илич в начале августа отдал распоряжение о том, что два пассажирских "Боинга-737", сданные ранее в аренду Македонии, должны вернуться в Белград и остаться там до тех пор, пока сербский епископ не будет освобожден из тюрьмы.
По мнению международных наблюдателей, арест и тюремное заключение иерарха могут иметь катастрофические последствия для имиджа Македонии. Обвинения в предвзятости раздаются уже в адрес всей судебной системы Македонии, на решения которой, несомненно, повлияли македонские власти. Ожидается, что дело архиепископа Йована, отбывшего в тюрьме "Идризово" близ Скопье уже более 40 дней, в текущем месяце рассмотрит Верховный суд Македонии.
Столь суровые меры, предпринятые в отношении сербского священнослужителя, конечно, можно было бы объяснить особой чувствительностью македонцев в отношении любых посягательств на их национальную идентичность. Однако скорее всего в данном случае речь идет о банальном стремлении македонских властей в очередной раз подчеркнуть свою независимость не только в политическом, но и религиозном плане.
Между тем острый конфликт, уже приведший к похолоданию в отношениях двух славянских государств, красноречиво свидетельствует и о том, что позиции Македонской Церкви, провозгласившей автокифалию в одностороннем порядке и в целях самоутверждения не брезгующей "карательной" помощью государственных структур, на деле остаются крайне слабыми.
В этом конфликте Русская Православная Церковь по понятным причинам стоит на стороне Сербской Церкви. В письме Алексия II, выражающем позицию РПЦ по данному вопросу, отмечалось, что разногласия между сербской и македонской сторонами в отношении церковного устройства в Македонии могут быть разрешены только путем диалога, основанного на церковных канонах. И в этом плане действия Сербской Церкви выглядят вполне оправданными и соответствующими каноническому праву.
С другой стороны, и в этом сходятся многие наблюдатели, Сербская Церковь не учитывает национальные чувства граждан Македонии. Именно они и привели к неоправданному вмешательству этого государства во внутрицерковный конфликт.
Ситуация, рискующая перерасти в масштабный политический конфликт между двумя странами, выглядит тупиковой. Это признают не только церковные иерархи, но и власти Македонии. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации - это диалог между противоборствующими сторонами, поскольку другой альтернативы попросту нет.