Основы социальной работы с наркоманами, людьми из самой сложной и трудно поддающейся лечению группы риска, стали складываться только в последние десять лет. Для большинства религиозных лидеров и рядовых верующих столкновение с миром наркозависимых и созависимых (то есть со знакомыми, друзьями и родственниками, так или иначе связанными с наркоманом) является скорее шоком. Христиане либо стараются отгородиться от греховной среды и людей в ней побывавших, либо разрабатывают специальные методы работы с теми, кто хотел бы избавиться от этого порока.
Медикаменты, как правило, отвергаются, так как они затягивают процесс "внутреннего очищения" больного. Остаются социальные и миссионерские способы помощи, включая привлечение в общины новообращенных из числа бывших наркоманов. Прежде всего публичные акции, которые проводят христиане, имеют просветительское значение. К примеру, многие священнослужители читают лекции о вреде наркотиков в школах и училищах, устраивают концерты, семинары и т.д.
Наиболее известным проектом, в котором принимают участие представители крупных религиозных организаций России, является Всероссийская антинаркотическая программа "Поезд в будущее". Ее уникальность состоит в том, что она смогла объединить в рамках своего попечительского совета не только государственных деятелей, но и православных, протестантов, иудеев, мусульман и буддистов. Одними из главных инициаторов проекта стали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и Сергей Ряховский, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников). Идея "Поезда в будущее" была поддержана Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), и проект был включен в ее федеральную целевую программу.
Новшество "Поезда в будущее" состоит в том, что большая часть общественных мероприятий, которые проводятся в том или ином регионе страны, рассчитаны не на пассивное внимание зрителей. Предполагается включение в борьбу с наркоманией местных властей, врачей, психологов, социологов, деятелей культуры и спорта, священников и пасторов.
Акции "Поезда в будущее" в 2003 г. прошли в Смоленске, а в 2004 г. - в Норильске. В недельном марафоне участвовали различные специалисты. Они проводили семинары и тренинги для журналистов, учителей, подростков и т.д. Большое внимание уделялось музыке. Например, наряду с христианскими рок-группами ("Дружки" и "Глас вопиющего") выступали команды "СерьГа", "Конец фильма", "Буч", "Круиз" и другие.
В конце программы выступали священнослужители, рассказывающие о христианских методах работы с наркоманами. В этих акциях принимал участие один из ведущих специалистов по реабилитации наркоманов из Ивановской области игумен Макариево-Решемского монастыря Евмений (Перистый).
Однако одного просвещения недостаточно, многие из наркоманов хотят вернуться к жизни без наркотиков, но не знают, как это сделать или не находят в себе сил. Именно для этого существуют специальные центры социальной реабилитации наркозависимых. В основном они существуют при православных приходах и протестантских общинах. Как правило, центры располагаются в местности, удаленной от больших городов, ведь всегда существует опасность того, что наркоман сбежит или поддастся желанию приобрести наркотики.
В Русской Православной Церкви наиболее известным является Душепопечительский центр иеромонаха Анатолия (Берестова), расположенный на Крутицком подворье в Москве. Филиалы этого центра есть по всей России.
Среди протестантов большим авторитетом пользуется центр социальной реабилитации для наркозависимых и алкоголиков "Новая Жизнь", который возглавляет Сергей Матевосян. Начиная с 1995 года курс реабилитации в центре прошли более 700 человек, из которых около 400 полностью освободились от всякой зависимости.
И в православных, и в протестантских центрах в той или иной степени сочетаются трудотерапия, беседы о последствиях принятия наркотиков, а также пастырские наставления, Закон Божий или библейские занятия.
По поводу того, как надо проводить работу с наркозависимыми, у каждого специалиста существует свое мнение. Например, директор проекта "Поезд в будущее", продюсер культурно-просветительского фонда "Новое христианское творчество" Дмитрий Арсеньев полагает, что изучение основ Закона Божьего не может быть первым шагом к сердцу наркомана. Подвигнуть бывшего наркомана стать частью Церкви может только личный, выстраданный пример того верующего, который помогает ему исцелиться.
Но порядок в христианских реабилитационных центрах столь же многообразен, как и характеры их руководителей. В одних центрах реабилитация является прямой дорогой в Церковь, а в других дает только необходимую мотивацию для того, чтобы бывший наркоман вновь не переступал опасную черту.
Так, в рамках протестантского служения "Исход", включающего в себя около 20 центров в Черноземье и на Юге России (глава - Сергей Ощепков), деятельность Церквей и центров по реабилитации осуществляется параллельно друг другу. Вначале наркоманы должны доказать свое желание покончить с наркотиками, это, как правило, занимает около полугода. На втором этапе бывшие наркоманы служат в центре: читают Библию, начинают свободно выходить на улицу. Затем они постепенно входят в церковную жизнь, участвуют в богослужениях и становятся лидерами библейских групп в Церкви. Оппоненты Сергея Ощепкова в протестантской среде критикуют его методику за то, что он делает членами Церкви людей неподготовленных и пришедших из "греховного мира".
Методы постепенного выведения наркоманов из состояния зависимости в подобных центрах религиозно обоснованы. В их основе лежит не столько миссионерский порыв, сколько убеждение в том, что верующие лечат совсем не болезнь. В представлении православных сначала необходимо исцелить душу человека, а потом уже телесные болезни. По мнению иеромонаха Анатолия, "наркомания излечима, но при двух обязательных условиях: желании наркомана покончить с болезнью и принять Бога".
Протестантские лидеры уверены в том, что они искореняют пороки наркомана и таким образом избавляют его от последствий первородного греха. В центрах, организованных евангельскими Церквами, обращение в веру и избавление от грехов обычно совпадают и ведут к освобождению от наркозависимости. В красноярской миссии "Доверие и триумф", как и во многих других подобных миссиях и центрах, многие наркоманы исцелялись без лекарств и "ломки", часто во время совместной молитвы. Православные также полагают, что именно обращение к вере приводит к необратимому отказу от наркотиков даже среди тех, кто употреблял их многие годы.
Социальная роль христианских общин, безусловно, состоит в том, что священнослужители и миряне различных конфессий заставляют определенную часть молодого поколения одуматься и отказаться от наркотиков. Те же, кто "сел на иглу", получают возможность начать жить заново.