В рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений (23-30 января 2005 г.) работала военная секция, участники которой пятый год собираются в Военной академии Генерального штаба Вооруженных cил (ВС) России.
Военная секция - самый заметный и содержательный форум, отражающий современный уровень отношений между армией и Церковью. Ее цель - определить тенденции и перспективы военно-церковных отношений в интересах духовной и военной безопасности России. На секции "Армия и Церковь: соработничество во имя жизни" большое внимание было уделено вопросу о введении института военного духовенства.
Даже в годы господства коммунистической идеологии, когда Церковь подвергалась гонениям, она находила моральные силы и материальные средства для оказания помощи военнослужащим. Например, сразу после нападения фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года к народу обратился Предстоятель Русской Православной Церкви (РПЦ) с призывом защитить Родину от агрессии. По всей стране в православных храмах и приходах собирались пожертвования на нужды фронта. На эти средства были построены колонна танков имени Дмитрия Донского и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского.
К 60-м годам прошлого столетия заслуги Церкви перед народом были преданы забвению. Офицеры старшего поколения хорошо помнят, что за участие в церковных обрядах полагалось строгое партийное взыскание вплоть до исключения из КПСС с вытекающими отсюда последствиями.
Принятие 25 сентября 1990 года Закона "О свободе вероисповеданий" положило начало коренному реформированию государственно-церковных отношений. Как отозвались эти преобразования в Вооруженных силах?
Во-первых, армия и флот ощутили себя объектом повышенного внимания со стороны освободившихся от государственного прессинга религиозных организаций, как отечественных, так и зарубежных.
Во-вторых, органы военного управления Минобороны России зафиксировали повышение интереса к проблемам религии и веры среди военнослужащих, в армии наблюдался плавный, но устойчивый рост религиозности.
В-третьих, органы военного управления, невольно ставшие участниками государственно-церковных отношений, стали искать пути конструктивных взаимоотношений с религиозными организациями.
Принятие новой Конституции РФ и последующих федеральных законов установили общие принципы государственно- и военно-конфессиональных отношений.
Первым официальным документом, закрепляющим нормы военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром обороны Российской Федерации генералом армии Павлом Грачевым. В соответствии с его положениями был создан Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными силами и Русской Православной Церковью.
Конкретные перспективы сотрудничества РПЦ и ВС были обсуждены на первой всероссийской конференции "Православие и Российская армия", которая состоялась в Москве 25-27 октября 1994 года. На конференции впервые был поставлен вопрос о введении института военного духовенства в Вооруженных силах. Примечательно, что инициатива исходила от военных руководителей.
Позиция священноначалия оказалась более реалистичной. Наряду с признанием роли военного духовенства в дореволюционной России было отмечено, что сегодня страна живет в принципиально иной правовой ситуации, когда государство, являясь светским, не только декларирует, но и реально обеспечивает свободу вероисповедания и равноправие религиозных организаций. В результате было принято компромиссное решение об окормлении воинов приходскими священниками на местах. Прозвучала фраза и о том, что к вопросу о военных священниках можно будет вернуться через 10 лет, к 2005 году.
И вот 10 лет позади. К самым заметным событиям в военно-церковных отношениях минувшего десятилетия можно отнести создание Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, в составе которого были сформированы сектора видов Вооруженных сил и родов войск; подписание Соглашения о сотрудничестве между ВС и РПЦ в апреле 1997 г., заключение соглашений некоторых видов и родов войск с Синодальным отделом; возобновление выпуска журнала "Вестник военного и морского духовенства"; строительство воинских храмов и часовен в военных гарнизонах; организацию факультетов и лекториев православной культуры в военно-учебных заведениях.
На ежегодных Рождественских, Глинских, Покровских чтениях, многочисленных военно-патриотических конференциях и семинарах неизменно поднимается вопрос о возрождении института военных капелланов. Реальное состояние дел в этой области продемонстрировали первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию, которые состоялись в июне 2003 году на базе Рязанского института Воздушно-десантных войск. В них приняли участие 124 священника из 37 епархий. Сборы убедительно показали, что пастырское служение среди военнослужащих востребовано личным составом и осуществляется на плановой основе по согласованию с органами военного управления различных уровней от Минобороны России до отдельной воинской части.
На заседании секции "Армия и Церковь: соработничество во имя жизни", проходившей в рамках XIII Рождественских чтений, заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник В.М. Барынькин в своем докладе подчеркнул, что "неизменными и незаменимыми помощниками в созидании храмов в душах воинов являются православные пастыри. Пришло время всерьез поставить вопрос о введении в ВС института военных капелланов. Хорошо известны правовые препятствия в этой области. Но если существует объективная потребность в военных священниках, если все острее ощущается несоответствие законодательной базы требованиям времени, то мы должны авторитетно заявить об этом".
Большинство выступающих на заседании секции поддержали эту идею, что нашло отражение в итоговом документе. В рекомендации секции, в частности, был включен следующий пункт: "Принимая во внимание многовековую традицию окормления российского Христолюбивого воинства Русской Православной Церковью, положительный опыт взаимодействия органов военного и церковного управления в современных условиях, активное взаимополезное сотрудничество воинских соединений и частей с приходскими священниками в местах постоянной дислокации войск, рассмотреть вопрос о введении в Вооруженных силах института военного духовенства. Учитывая правовые, организационные и кадровые трудности в решении этого вопроса, создать совместную рабочую группу из представителей Вооруженных сил и Русской Православной Церкви для всестороннего изучения проблем, связанных с созданием института военного духовенства".
Похоже, вопрос об учреждении должности военного и морского духовенства уже переходит в практическую плоскость.