Москва всегда была городом многонациональным и многоконфессиональным. Здесь кроме русских исстари проживали татары, немцы, грузины, армяне и евреи. Жители столицы были не только православными, но и старообрядцами, католиками, мусульманами, иудаистами. В ХХ веке Москва стала крупнейшим европейским мегаполисом, а в городскую конфессиональную палитру добавились новые цвета.
В столице появились приверженцы разнообразных религий, порой весьма экзотических. Поэтому юные москвичи, живущие в современном, динамично развивающемся городе, должны больше знать об окружающем мире и друг о друге. Для того чтобы нынешние школьники выросли достойными гражданами и горожанами, чуждыми национальной и конфессиональной розни, Департамент образования Москвы хочет преподать им основы мировых религий.
Глава столичного Департамента образования Любовь Петровна Кезина объявила перед началом нового учебного года о том, что с 1 сентября в московских школах будут преподавать новый учебный курс "Основы мировых религий". Вероятно, это решение вызовет новые споры вокруг отвергнутого столичными школами учебника Аллы Бородиной "Основы православной культуры". Данное учебное пособие, появившиеся на свет в 2002 году, было рекомендовано для общеобразовательных школ министром образования Владимиром Филипповым.
Учебник преподносился как беспристрастное описание вклада православия в российскую историю, искусство, музыку, литературу и т.д., о котором должен знать каждый образованный россиянин независимо от того, верующий он или неверующий, православный или нет. Однако критики не без оснований утверждали, что некоторые пассажи этого учебника больше похожи на краткий курс богословия, что уместно для воскресных приходских школ, но отнюдь не для государственных, где учатся дети из семей с разной религиозной, национальной и идеологической принадлежностью.
Новая программа встретила энергичное противодействие со стороны правозащитников, предъявивших к "Основам православной культуры" примерно такие же претензии, как и к скандально известному фильму Мэла Гибсона "Страсти Христовы": пересказ евангельской истории показался им неполиткорректным по отношению к евреям. Протестовали и родители: атеистам не нравилось, что детям будут "забивать головы" Законом Божьим, верующие других конфессий были недовольны тем, что им навязывают православие, а некоторые православные выражали беспокойство тем, насколько компетентны будут преподаватели новой дисциплины. Дело дошло до пикетирования Министерства образования в декабре 2002 года.
В конце концов Владимир Филиппов объявил, что вопрос о преподавании по новому учебнику будет передан на усмотрение региональных властей, возможно даже директоров школ, и что "у нас пока нет единого учебника, который министерство могло бы рекомендовать всем". Подобное заявление вызвало раздражение среди тех православных, которых учебник Бородиной вполне устраивал. Последовал ряд судебных исков: правозащитники обвиняли Бородину в "разжигании межнациональной розни", защитники учебника обращались с письмами к генеральному прокурору с жалобой на "попытки переделки православного учения с целью сделать его политически корректным", которые "являются проявлением религиозной нетерпимости и экстремизма и глубоко оскорбляют религиозные чувства православных верующих". Обе стороны при этом ссылались на Конституцию.
Словом, вокруг преподавания "Основ православной культуры" разыгрались нешуточные страсти. Судя по всему, решение московского Департамента образования тоже не станет окончанием затянувшегося конфликта. Дело в том, что Любовь Кезина, "железная леди" московского образования, известна своей жесткой отрицательной позицией по отношению к присутствию Русской Православной Церкви (РПЦ) в стенах светской школы. Она даже отказалась исполнять федеральное распоряжение, позволяющее церковным воскресным школам арендовать помещения в общеобразовательных учреждениях. В свою очередь, представители РПЦ выразили озабоченность тем, что "Основы мировых религий" будут преподаваться с "советским атеистическим акцентом". Словом, решение Кезиной может снова разжечь конфликт не только между светской школой и ревнителями православного образования, но и между столичным департаментом и нынешним министром образования и науки Андреем Фурсенко, известным своими вполне лояльными отношениями с Московской Патриархией.