Распространение протестантизма в России ставит перед государством немало вопросов. Один из них - отношение протестантов к военной службе. Не задаваясь целью дать подробный отчет о морально-политической подготовке протестантского контингента, поговорим о некоторых общих особенностях протестантского служения в армии.
История
Вопреки мнению некоторых председателей призывных комиссий далеко не все протестанты - сторонники пацифизма. Более того, в странах Европы и Северной Америки, где протестантов предостаточно, никаких проблем с формированием личного состава армии нет. По крайней мере нет той взвинченности и болезненности. И как мы видим, армии стран НАТО вполне боеспособны.
На Руси именно протестанты были первыми грамотными военными специалистами. При Петре I им доверялось руководство вооруженными силами (вспомним вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, генерал-фельдмаршала Якова Брюса, генерал-фельдмаршала Петра Ласи и др.). От воинской повинности освобождались только мусульмане и буддисты.
Проблемы начались с появлением в России меннонитов, баптистов, евангельских христиан и адвентистов, не желавших брать в руки оружие. В 1787 году Екатерина II освободила меннонитов от военной службы. Даже после введения в 1874 году всеобщей воинской повинности им разрешалось служить пожарными, лесниками, работать в мастерских.
В дальнейшем подобные льготы были пожалованы духоборам, молоканам, адвентистам, баптистам. Но большинство религиозных "отказников" подвергалось нешуточным мерам воздействия (их прогоняли сквозь строй, ссылали в монастырь, сажали в тюрьму).
После революции Советская Россия признала право граждан на отказ от военной службы (декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах" 1918 года и "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям" 1919 года). По некоторым оценкам, правом на альтернативную гражданскую службу воспользовались около 40 тыс. человек. Однако в 1927 году было принято новое Положение о воинских преступлениях, в котором уже предусматривалась уголовная ответственность "за уклонение от воинской службы под предлогом религиозных убеждений". Окончательно альтернативная служба была отменена в 1939 году.
Грешно ли служить?
Кальвинисты и лютеране, будучи государственниками, не имеют предубеждений против армии. Баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты, то есть большинство протестантских Церквей и союзов России хотя и считают, что греха в военной службе нет, на практике зачастую избирают альтернативную гражданскую службу. Особенно это характерно для адвентистов. Находясь в армии, они не имеют возможности соблюдать субботу, во время которой, согласно их вере, нельзя работать, а в условиях армейской службы заниматься боевой, строевой и офицерской подготовкой. Немаловажную роль играют наличие в армейском рационе питания неприемлемой для адвентистов свинины и необходимость принятия присяги. Как известно, некоторые деноминации запрещают своим последователям давать клятву. Наконец, беспрекословное подчинение командиру противоречит, по мнению "отказников", библейскому положению о повиновении одному лишь Богу. Компромисс был найден: адвентисты учатся на медиков и служат в медсанбате.
Что касается руководителей религиозных объединений, то даже в случае их личных пацифистских убеждений они не склонны запрещать верующим исполнять свой гражданский долг. В сущности, каждый призывник решает сам, противоречит ли служба его убеждениям. Кому-то такая позиция покажется двусмысленной. Но, учитывая прежний тотальный пацифизм русских протестантов, это можно считать прогрессом. Практически никто из них не оспаривает положение Конституции о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.
Работа с личным составом
Российская Федерация все еще с трудом определяет свое место в общемировом стратегическом пространстве. Очевидно, что в процессе переосмысления национальных интересов должна подвергнуться значительным изменениям и воспитательная работа с личным составом. Нынешняя эклектичная система патриотического воспитания явно отстает от жизни.
Существенной корректировке подвергается воспитательная работа и в условиях контрактной системы. Беседы о любви к родине не могут заслонить очевидного факта: военный человек за деньги отдает свою жизнь и здоровье. Не следует путать любовь к родине и служение государству. Любят бесплатно, служат за деньги. В данном случае уместнее говорить об отношениях не с родиной, но с государством. От государства требуется гарантия, что семья убитого получит оговоренную компенсацию или же сам военнослужащий получит деньги за утраченное здоровье.
Но человек никогда не довольствуется единственным желанием заработать. Мысль, что он убивает других и может умереть сам исключительно ради денег, не дает психологического комфорта. Военнослужащему, как любому человеку, нужна высокая цель. Очевидно, что одной идеологией здесь не обойдешься, поскольку политические приоритеты меняются, и то, что вчера было правильным, завтра может оказаться ошибкой и просчетом. Это хорошо видно на примере Афганистана. Военнослужащие, исполнившие свой "интернациональный долг", столкнулись с равнодушием и непониманием общества.
Протестант - находка для армии
Протестантизм способствует обретению качеств характера, весьма полезных при прохождении военной службы. Членам протестантских общин в значительной мере присущи целеустремленность и дисциплинированность. Протестант с детства привыкает каждое воскресенье посещать церковь или молитвенное собрание. Он настроен на перенесение трудностей и невзгод. Это не тупая покорность, но творческое преодоление проблем. Ценятся в армии и такие типичные протестантские добродетели, как любовь к порядку и верность слову. Части, составленные преимущественно из протестантов, будут наверняка избавлены от неуставных отношений, а офицерский корпус, в котором численно возобладают протестанты, не будет подвержен пьянству и воровству.
Стоит отметить и протестантский коллективизм, который объясняется постоянной жизнью протестантов в общине. Мы убеждены, что образ большой семьи, сформированный протестантами, будет весьма полезен для армии. Община - синоним боевого братства.
Интеллектуализация армии влечет за собой спрос на специалистов с высшим образованием. Если раньше протестантам путь в вузы был закрыт, то сегодня в жизнь входит образованное поколение, выросшее в условиях свободы. Протестантский менталитет в сочетании с интеллектуальным багажом делают протестантов весьма полезными работниками в любой области.
Образование открывает возможность для протестантов работать военными врачами, переводчиками, психологами, юристами, криминалистами, следователями. Недалек тот день, когда они будут занимать штабные должности, работать в административно-хозяйственном управлении, отделах информации и прессы, управлениях финансового контроля и материального снабжения. Современные протестанты, придя в армию, помогут поднять уровень аналитической работы в штабах, улучшить работу разведки и контрразведки.
Разумеется, все эти рассуждения о роли протестантов останутся лишь благими намерениями, если армия будет по-прежнему бездушно относиться к своим солдатам. Недавний случай с Владимиром Березиным, умершим по дороге в воинскую часть, говорит сам за себя. И все же будем надеяться, что протестанты помогут оздоровить моральный климат в Вооруженных силах нашей родины.