- Олег Александрович, чем вы занимались в армии и почему оставили службу?
- В Вооруженных силах я отслужил почти 20 лет, и проблемы армии мне очень хорошо знакомы. К концу службы заведовал солдатским клубом, организовывал досуг военнослужащих. В 1990 году я уверовал, стал баптистом и с тех пор пытаюсь решить главную для себя проблему - как остановить моральную деградацию в войсках. Ответ очевиден: только через христианскую проповедь, ведь без веры мораль мертва.
- И вам это удается?
- Когда я стал верующим, меня официально предупредили, чтобы я не смел позорить армию и не мечтал о военной карьере. Чудом я дослужился до звания капитана. В 1990-1993 годах командир ежедневно выводил меня перед строем и материл Бога. До нас "перестройка" медленно доходила, вокруг была тайга. Но меня радовало другое: придя к Богу, многие мои сослуживцы менялись в лучшую сторону.
В 1997 году я организовал на Дальнем Востоке конференцию, собравшую около 50 христиан-военнослужащих. Мы пытались ответить на один из главных для нас вопросов, как совместить службу и заповедь "не убий". Впоследствии наши усилия привели к созданию Союза христиан-военнослужащих. Сегодня в 56 регионах России открыты представительства и филиалы нашего Союза. Цель - донести Евангелие до людей в погонах и через это послужить на благо России. Мы учим людей самопожертвованию, любви к Родине и готовности отдать за нее жизнь.
- Как вы это осуществляете?
- Идем в войска, знакомимся с командирами, некоторые из них позволяют рассказывать солдатам и офицерам о Христе и Евангелии. У Союза есть свой журнал "Военно-христианский вестник" (с 1997 года). Основные направления нашей деятельности - это гуманитарная помощь, организация духовно-нравственной работы с личным составом, рассказ о христианстве.
Одна из главных наших задач - профилактика неуставных отношений, а точнее, дедовщины. Сегодня государство решить эту проблему не в состоянии. Оно не знает, а главное - не понимает, как это делать. У нас же есть конкретные предложения. Я уверен, что это духовное явление, порок души, и бороться с ним нужно духовными способами, а не в приказном порядке.
При Союзе также существует комитет "Матери в защиту отечества". Кроме того, мы ведем работу с подростками. Несколько бывших спецназовцев организовали в разных регионах страны военно-христианские спортивные лагеря. Они набирают детей с улицы и проводят с ними спецназовские тренировки, подготавливая их таким образом к армии.
- Насколько ваша работа результативна?
- Под Москвой находится одна из частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), где члены нашего союза работают более трех лет. И там нет дедовщины. Многие верующие солдаты стали сержантами, и именно они сегодня определяют моральную атмосферу в части. Недавно туда приезжал один из высокопоставленных генералов РВСН, который сказал потом, что этот опыт надо переносить и в другие части.
- Бывают ли случаи, когда протестанты идут служить в армию специально для того, чтобы проповедовать?
- У нас нет задачи засылать "диверсантов", но есть парни, которые сами пошли в армию с миссионерскими целями. Церкви их на это благословляют. Но для основной части протестантов служба в армии - это в первую очередь проявление патриотизма.
- Союз христиан-военнослужащих - это чисто протестантская организация?
- Мы зарегистрировали союз как общественную организацию и заявили, что открыты для всех христианских конфессий. Однако по факту мы - протестантская структура. На личном уровне с нами сотрудничают многие православные священники, среди них есть и несколько членов Союза. Однако, как правило, на официальное сотрудничество Православная Церковь не дает им благословения. Были католики, но они ушли.
- Как изменилось отношение к проповеди в армии по сравнению с 1990 годом?
- Очень сильно. Сначала отношение командиров было резко отрицательным, потом возник интерес, у нас появились первые успехи. Сегодня, однако, существует негласная установка - не пускать в армию никого, кроме православных. Когда встречаешься с командирами частей, они откровенно говорят, что у них есть приказ сверху: работать только с православными.
При этом армейское руководство нас уверяет, что придерживается конституционного принципа равенства религий. А на деле для протестантов сегодня большинство частей закрыто. Я собственными глазами видел текст телеграммы Генерального штаба Минобороны, датированной серединой 1990-х годов, в которой говорится о необходимости запретить деятельность неправославных миссионеров в военных гарнизонах. Впрочем, есть несколько военных подразделений, куда командиры пускают преимущественно протестантов. Они нас знают и хотят работать с нами.
- Как вы относитесь к идее восстановления института армейских капелланов?
- Мне довелось побывать в армиях США, Швеции, Германии, Кореи, Венгрии, Польши. Однако, как ни парадоксально, в настоящее время я категорически против капелланов в России. Это обязательно приведет к безобразиям: появятся младшие капелланы, старшие капелланы, начнется учет присутствовавших на молитве.
Вводить институт капелланов нужно экспериментально, начав с одной-двух частей, и потом посмотреть на результаты. Кроме того, я убежден, что нужно использовать свой российский опыт. Ведь еще Петр I разработал специальный устав капелланской службы, и армия наша называлась не вооруженными силами, а христолюбивым воинством.
- А может быть, вы просто опасаетесь, что места капелланов достанутся православным священникам?
- Напротив, моя позиция здесь такова: нам с православными нужно дружить, а не ставить друг другу подножки.
Армия - не место для межконфессиональных разборок. Поэтому мы помогаем всем военнослужащим, будь то православные, иудеи или мусульмане. Например, в Иркутске солдаты изъявили желание креститься в Православной Церкви, и мы помогли им - пригласили священника. Другой пример: по просьбе солдат мы закупили и отправили иконки, крестики, православную литературу в Чечню. Несколько раз мы закупали исламскую литературу для солдат-мусульман.
- Как протестант-военнослужащий объясняет совместимость христианских идеалов с обязанностью защищать родину с оружием в руках?
- Есть распространенное заблуждение, что российские протестанты категорически отказываются брать в руки оружие. Это не так - мы не против армии. Официальная позиция баптистов, пятидесятников и харизматов заключается в том, что служить или нет, решает сам человек. Церковь здесь не может ничего навязывать.
Еще в XIX веке от службы по религиозным соображениям отказывались меннониты и молокане. Баптисты уже тогда говорили, что служба в армии не противоречит их вере. В 1917 году советская власть разрешила протестантам не служить. В 1941-м вышло воззвание протестантских священнослужителей с призывом защищать Родину.
- Должен ли христианин подчиниться приказу во время войны. Что делать, если ему приказали стрелять?
- Выполнять приказ! Окажись я в такой ситуации, я буду молить Бога, чтобы винтовка в моих руках не дрогнула.
- Как вы относитесь к нынешнему институту альтернативной гражданской службы?
- Конечно, не все призваны быть воинами. Есть такие люди, которые мухи не обидят, - какие из них воины? И если человек в своем сердце решил, что не может брать в руки оружие и готов пойти в тюрьму за свои убеждения, то почему мы должны его неволить? Поэтому мы поддерживаем альтернативную гражданскую службу (АГС). Однако нас не устраивает существующий вариант закона об АГС, в частности, установленный срок альтернативной службы - 4 года, прохождение ее вдали от дома, необходимость доказывать свои религиозные убеждения перед комиссией. Я считаю, что АГС не должна быть наказанием за отказ идти в армию.
- Значит, все-таки есть протестанты, отказывающиеся служить по религиозным соображениям?
- Безусловно, хотя таковых остается все меньше. Определенную роль здесь играет и наш Союз. Мы проводим лекции в протестантских общинах, после которых многие меняют свои позиции. Но если человек убежден в том, что не должен служить, мы не ломаем его убеждения. Более того, общины всегда могут подтвердить, что этот человек действительно является членом их Церкви, и выдать ему специальный документ для военкомата.
- С одной стороны, протестантские Церкви не против службы, а с другой - выдают справку для военкомата. Нет ли здесь противоречия?
- Некоторая двойственность здесь имеет место. Четкая позиция только у кальвинистов: они однозначно за военную службу. И как военному мне это импонирует.
Подтверждение о членстве в Церкви для предъявления в военкомат - это документ, свидетельствующий о том, что такой-то человек является баптистом, адвентистом, пятидесятником, а не о том, что его религиозные убеждения противоречат службе в армии. А далее - дело его личных убеждений и выбора.