Проект Конституции Евросоюза 20-21 июня должен быть представлен на межправительственной конференции ЕС в Греции. Во время разработки этого проекта церковные деятели различных христианских традиций неоднократно напоминали Старому Свету о его духовных истоках и о необходимости упомянуть христианство в будущей Конституции Европы.
В частности, об этом говорил во время недавнего визита в Испанию Папа Римский Иоанн Павел II. Практически одновременно с Понтификом к этой проблеме обратился председатель палаты депутатов итальянского парламента ПьерФердинандо Казини. "Именно потому, что мы живем в мультикультурной, многоязычной и многоконфессиональной Европе, мы не должны забывать о своей идентичности, откуда мы пришли, невзирая на то, какую религию мы исповедуем и исповедуем ли ее вообще", - подчеркнул Казини.
Президент Конференций католических епископов стран - членов Европейского cоюза Йозеф Хомейер направил письмо лидеру весьма влиятельной Европейской народной партии с призывом не забывать при разработке Основного закона Старого Света о той роли, которую сыграло христианство для континента.
А Православные Церкви даже собрали специальное совещание. Оно состоялось два месяца назад на острове Крит. На повестке дня стоял один вопрос: "Европейская Конституция о Церквах и религиях: предложения Православной Церкви". В итоговом документе конференции, на которую собрались представители десяти Поместных Православных Церквей, заявлено, что будущая Конституция должна содержать прозрачную ссылку на христианское наследие Европы. Православные также считают, что "религиозная свобода имеет право быть гарантированной не только как личное право человека, но и как право традиционных европейских Церквей и религий".
Практически одновременно с критской встречей в польском Кракове собрались представители католических организаций мирян Европы, а во французском Лилле - коллоквиум католических епископов Европы. Сорок участников краковской встречи подписали общее заявление, в котором особый акцент сделан на необходимости подчеркнуть значение религиозного и культурного наследия в преамбуле будущей Конституции.
На встрече католических епископов Европы в Лилле упомянутый уже Йозеф Хомейер также предложил включить параграф о фундаментальных духовных ценностях в преамбулу Основного закона единой Европы.
Председатель Еврокомиссии Романо Проди в своем письме, адресованном христианам Европы, отметил, что "в процессе создания новой Европы мы не можем упустить из виду религиозные и культурные традиции, в особенности традиции христианства".
Наконец, на конгрессе очень влиятельной транснациональной Европейской народной партии, состоявшемся в октябре прошлого года в Португалии, принят документ "Конституция для сильной Европы", где среди прочих есть пункт о том, что "преамбула к Конституции должна напоминать, что своим расцветом Европа обязана своему культурному наследию".
Обнародованный в конце мая проект преамбулы договора, учреждающего Конституцию Европейского cоюза, вызвал сложную реакцию представителей Церквей континента. С одной стороны, они удовлетворены 51-й статьей проекта, гарантирующей уважение к статусу Церквей и религиозных объединений в странах - членах ЕС. С другой - разочарованы отсутствием упоминания о христианском наследии Европы. "Вызывает сожаление историческая некорректность, допущенная в проекте преамбулы, - говорится в заявлении Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. - Указывая на источники культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, проект перечисляет цивилизации Греции и Рима, а также философские течения Просвещения, совершенно обходя молчанием исторический период с IV по XVIII в., когда влияние христианства на развитие европейских народов было доминирующим".
Еще более категорично высказался по поводу преамбулы католический архиепископ Глазго Марио Конти, назвавший ее "культурным вандализмом". Он пишет, что не упоминание о христианском наследии Европы создает зияющую историческую и философскую пустоту между концом греко-римского влияния и началом эпохи Просвещения.
Таким образом, в рассматриваемом вопросе существуют две основные позиции. Сторонники первой убеждены, что Европейский cоюз - это не только и не столько экономическое предприятие, сколько проект, выросший из осознания общеевропейской идентичности, основанной на ценностях, в течение столетий культивировавшихся христианством. Однако, парируют оппоненты, такие ценности, как свобода и права человека, демократия и автономия личности, далеко не всегда поддерживались Церквами, а у некоторых из них до сих пор вызывают неприятие; кроме того, Европа давно перестала быть христианской. Очевидно, что обе позиции являются ценностными - просто во втором случае из обоймы европейских ценностей исключается христианство.
Ярким примером идеологических столкновений по поводу ценностной ориентации единой Европы является современная Украина. Ее пока не приглашают в объединенную Европу, но все же проблема европейской идентичности не является чем-то абсолютно внешним для этой страны. Интересно, что на Украине достаточно оживленно говорят о религии именно в контексте европейской интеграции. Скажем, народному депутату Андрею Деркачу интеграция в евроструктуры представляется "совершенно невозможной без построения новой экономики на основе христианских ценностей, на позиционировании Украины в целом на международной арене именно в качестве христианского государства, одной из важнейших составляющих мировой православной ойкумены".
Лидер прогрессивных социалистов Наталья Витренко просто клеймит агрессивный Запад, стремящийся вторгнуться в уникальный мир, главной составляющей которого является русский язык и православие, "генетически его расчленить, разогнать людей в разные квартиры с точки зрения языка и в разные конфессии с точки зрения веры". В статьях епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата), "общеевропейскость" вообще употребляется как бранное слово, а "Украина", с некоторых пор окончательно вытесненная "Малороссией", не употребляется вообще.
Естественно, в православной среде существуют и другие настроения. Достаточно обратиться к тому или иному международному событию, получившему отклик со стороны Православных Церквей Украины, чтобы убедиться в этом. Свою "проатлантическую" позицию продемонстрировала Украинская Автономная Православная Церковь в постановлении восьмого епархиального собора Харьковско-Полтавской епархии "Об отношении к событиям в Косово". Документ не только призывал руководство Украины остановить волну антизападной пропаганды, поднятую левыми политиками, но и говорил о праве народа Косово на автономию, а также рекомендовал брать пример "с соседних Польши, Чехии и Венгрии, которые четко определили свое место в системе мировой безопасности в составе НАТО".
В украинском обществе чрезвычайно сложно переплетаются "западные" и "восточные" устремления: приблизительно треть опрашиваемых различными социологическими службами откровенно колеблется между Востоком и Западом.
При этом все выразители дум восточноевропейских наций чрезвычайно часто акцентируют внимание на наличии в своей истории элементов, созвучных провозглашаемым Евросоюзом ценностям. Мне не приходилось встречать в текстах даже наиболее рьяных критиков европейской интеграции из стран, большинство религиозного населения которых исповедует православие, гордости за то, что крепостное право у них продержалось до середины XIX столетия, а сословное деление общества - до ХХ. Они гораздо более склонны видеть в своей истории, скажем, демократические основания Новгородской республики, чем телесные наказания, отмененные сравнительно недавно.
Поэтому известное заявление высокопоставленного европейского чиновника: "Европа заканчивается там, где начинается православие", представляется не только бестактным, но и неверным по существу. Хотя опять-таки его следовало бы поблагодарить за постановку проблемы. Действительно, а где заканчивается Европа? Всем известно, где ее западные и северные пределы, но вот по поводу того, где проходит восточная граница Европы, споры стихнут не скоро.
Все это заставляет вернуться к вопросам, которые ставит документ Конференции европейских Церквей "Церкви в процессе европейской интеграции" (2001 г.): "Что такое Европейский cоюз? Является ли он сообществом, базирующимся на ценностях? Или это просто расширяющийся общий рынок? Клуб богатых? Эпизод в политической истории европейских государств? Новая империя?" Естественно, документ хочет видеть объединенную Европу сообществом, где экономическое измерение неразрывно с измерением духовным. Европе нужна "душа", которая не исчерпывается даже самой лучезарной экономической перспективой. Соответственно дискуссии вокруг преамбулы, упоминания или неупоминания в ней того, что выходит за пределы рациональности и повседневного человеческого опыта, трудно назвать малозначимыми.
Наверняка многие церковные лидеры преследуют в этих дискуссиях вполне прагматичные цели. Для многих из них первостепенное значение имеют сохранение особых отношений своих Церквей с государствами в национальных законодательствах, а также статуса, отделяющего их от нетрадиционных религий и новых религиозных сообществ. Несомненно, христианский фундамент объединенной Европы рассматривается многими иерархами как надежный плацдарм, с которого можно будет повести наступление на однополые браки, аборты и т.п.
И все же значение подобных дискуссий выходит за рамки обычного прагматизма. Экономическая целесообразность и география - недостаточные основания для европейской интеграции. В этой связи особую роль играют общие ценности, которые, несомненно, существуют, какие бы острые разногласия ни вызывал вопрос об их религиозной составляющей. Для тех стран, чье вхождение в объединенную Европу еще не стоит на повестке дня, это имеет особое значение. Ведь только интеграция, основанная на ценностях, может объединить Европу в полноте всех ее идентичностей, культурных, религиозных и иных традиций и покончить с разделением Старого Света на "полноценные" и "неполноценные" нации.