Русская Церковь сделала смелый политический ход: Святейший Патриарх Алексий II обратился к иерархам, возглавляющим различные ветви русского православия в Западной Европе, с предложением об их объединении в единую церковную организацию. Предстоятель РПЦ предлагает учредить западноевропейский Митрополичий округ, в составе которого будут находиться несколько епархий. При этом в перспективе округ будет наделен правами автономии с правом выбора первоиерарха. Временно его возглавить предлагается митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму).
Патриарх обращается к епископам Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), Русской Православной Архиепископии Константинопольского Патриархата в Западной Европе и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). То есть к тем приходам, которые своим происхождением связаны с русским православием, но в силу исторических причин относятся к разным юрисдикциям. Сегодня в Западной Европе проживают примерно 2 млн. православных, среди которых есть русские, греческие, румынские, сербские, болгарские епархии и приходы. Следующим шагом после создания "русского" Митрополичьего округа, по мысли Патриарха, должно быть объединение всех "национальных" православных приходов Западной Европы в единую Поместную Православную Церковь, что возможно, однако, лишь в очень отдаленном будущем.
Фактически это означает, что Патриарх заявил о намерении дать известную самостоятельность зарубежным церковным учреждениям РПЦ МП, находящимся в Западной Европе. Традиционно Церкви с таким статусом называются автономными. К ним относятся, например, Эстонская, Латвийская, Молдавская, Украинская Православные Церкви, получившие автономию от РПЦ МП. Они имеют право созывать свои Церковные Cоборы, иметь свой Синод, принимать устав, назначать епископов и избирать предстоятеля в сане митрополита или архиепископа с последующим утверждением всех назначений Патриархом Московским и Священным Синодом РПЦ МП. На автономную Церковь распространяется действие решений Поместного и Архиерейского Соборов, а также Священного Синода РПЦ МП.
Пока никаких официальных указов о наделении епархий Московской Патриархии в Западной Европе статусом автономии не последовало. Действительно ли они получат самостоятельность, неизвестно. Судя по тону послания, Патриарх лишь обращается с предложением и не хочет оказывать давление на то решение, которое должны принять сами епископы, клир и миряне местных епархий. Ни Патриархия, ни Отдел внешних церковных связей пока что не прокомментировали разосланное обращение. Православные европейцы, принадлежащие к различным Церквам, похоже, находятся в замешательстве и не знают, как реагировать на это письмо.
Очевидно, РПЦ МП разрабатывает новую стратегию и хочет решить сразу несколько задач. Первая и главная цель - Сурожская епархия во главе с митрополитом Антонием (Блумом), заявившим недавно о своем уходе на покой. Возможные последствия его ухода Патриарх, вероятно, и хотел предотвратить. Митрополит Антоний - известный и уважаемый иерарх, возглавляющий епархию РПЦ МП в Великобритании с момента ее создания на протяжении последних сорока лет. Авторитет 89-летнего митрополита настолько велик, что его устранение от управления епархией и назначение на это место нового епископа из Москвы вполне могло бы повлечь за собой церковный раскол.
Епархия, известная своей независимостью, не готова терпеть всякого епископа, приехавшего из Москвы. Напомним про инцидент, едва не приведший к уходу части "сурожцев" под Константинополь летом прошлого года, когда викарием в Лондон был назначен епископ Иларион (Алфеев). Тогда часть паствы не захотела мириться со "ставленником" Москвы (см. "НГР" # 101 от 21. 08. 2002). Московская Патриархия смогла урегулировать разразившийся скандал только переводом епископа Илариона в Бельгию.
На этот раз, когда митрополит Антоний заявил об уходе на покой, он предложил в качестве своего преемника епископа Сергиевского Василия (Осборна). Его кандидатура поддержана епархиальным собранием Сурожской епархии, но пока еще не утверждена Священным Синодом.
Митрополит Антоний и епископ Василий неоднократно выражали свое твердое намерение оставаться в лоне Матери-Церкви, однако для многих прихожан их епархии не столько важен вопрос о юрисдикции, сколько вопрос о независимости и преданности своему архиерею. В результате сегодня Патриархия оказалась перед непростым выбором. Отдать епархию в руки местного епископа фактически означает признать ее независимость от Москвы, а в случае непредвиденного развития событий - возможность ее потерять. Назначить туда человека из Москвы - еще больший риск, поскольку реакция паствы на "москвичей" уже известна.
Фигурой, устраивающей всех, остается митрополит Антоний. Патриархия уже неоднократно отклоняла его прошения об уходе на покой, однако на этот раз он заявил о своем решении достаточно твердо. Понимая всю опасность раскола, Патриарх принимает решение возложить на него "попечение о новоучреждаемом Митрополичьем округе", то есть поручить создание новой церковной структуры именно ему. Расчет делается на то, что, с одной стороны, непререкаемый авторитет митрополита Антония в Западной Европе поможет убедить многих в правильности выбранного пути. С другой - митрополиту как главе округа будет подчиняться и Сурожская епархия, а это по замыслу должно погасить антимосковские настроения многих ее прихожан.
Примет ли митрополит Антоний предложение Патриарха, которое пока не является официальным назначением? Церковная традиция предполагает, что от патриарших предложений не отказываются. Однако, учитывая возраст митрополита, он все же может настоять на своем уходе. В этом случае проект Московской Патриархии вряд ли осуществится - другого архиерея, способного возглавить создаваемую автономию, у Церкви нет. Таким образом, от решения митрополита сейчас зависит то, какой станет судьба русского, а может быть, и всего православия в Западной Европе.
Послание Патриарха адресовано не только "своим", но и "чужим" епископам, в частности Константинопольской Архиепископии и РПЦЗ. Момент выбран как нельзя более подходящий. Недавно скончался глава Архиепископии - архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов). Выборы нового архиепископа назначены на 1 мая. Видимо, составители послания надеются на то, что приходы Архиепископии, ожидающей выборов, легче могут быть привлечены идеей создания единой европейской Церкви. Что же касается РПЦЗ, то многие "зарубежники", живущие в Европе, как правило, гораздо более лояльны к РПЦ МП, чем, скажем, представители РПЦЗ в США или России (см. интервью с архиепископом РПЦЗ Марком Арндтом в "НГР" # 3 (98) от 05. 06. 2002). Кроме того, недавний уход на покой бывшего главы РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) принес некоторое потепление отношений между двумя Церквами. Стечение всех этих обстоятельств и дает Патриархии надежду на успех данного достаточно смелого проекта.
Однако ожидать массового перехода в РПЦ МП верующих из этих юрисдикций вряд ли приходится. Переход отдельных приходов лишь усугубит проблему, поскольку неизбежно повлечет за собой новые церковные расколы и надолго испортит отношения Москвы с Константинополем или Зарубежным Синодом. Похожая ситуация уже имела место в Эстонии, когда Московский и Константинопольский Патриархаты временно прекратили евхаристическое общение из-за того, что часть общин ушла из РПЦ МП. Поэтому говорить о том, что общий язык с "евлогианами" (Русская Архиепископия Константинопольского Патриархата) и "карловчанами" (РПЦЗ) найден, еще рано - ведь исторические противоречия между различными ветвями русского православия по-прежнему не разрешены.
Не решает их и письмо Алексия II. Более того, его предложение идет вразрез с церковной традицией, которая требует обсуждения таких вопросов на уровне Церквей, а не переговоров Патриарха одной Церкви с епископами и приходами другой. Обращение Патриарха рассчитано на ответный жест доброй воли со стороны РПЦЗ и Архиепископии, которые, забыв старые обиды, должны вернуться в лоно Матери-Церкви. "Едва ли можно сомневаться, что ныне время для восстановления единства настало", - пишет Алексий II. Период безбожия и гонений закончился. Причин, разделявших Русскую Церковь и ее части, оказавшиеся в рассеянии, больше нет. Объединение должно состояться, оно не может не состояться - таков пафос патриаршего послания.
Год назад Алексий II написал неофициальное письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею с призывом отказаться от необоснованных претензий на русскую диаспору в Западной Европе и "пересмотреть свой образ мыслей, препятствующий достижению желаемого согласия", а также приступить к действиям, которые ускорят созыв Всеправославного Собора, способного разрешить сложную проблему русской церковной диаспоры (опубликовано по-английски американской организацией "Православные миряне"). Сегодня РПЦ уже не апеллирует к Константинополю, а самостоятельно выступает в качестве центра всей русской православной диаспоры.