Недавно Костромской областной суд после четырехдневного разбирательства отказался удовлетворить иск управления юстиции о ликвидации Церкви "Семья Божья", ранее называвшейся "Костромской христианский центр".
Началась эта история 23 октября 1999 года. Именно тогда была сделана скрытая видеозапись богослужения в общине. Прокуратура передала ее в Управление юстиции, которое затем подало иск в суд с требованием ликвидировать данную религиозную организацию. Претензии основывались на положениях ст. 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", предусматривающих в качестве основания для ликвидации нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, в том числе с использованием гипноза.
Решением Ленинского суда г. Костромы от 16 ноября 2000 года в удовлетворении исковых требований было отказано, а видеокассету из числа доказательств исключили, как добытую незаконным путем.
Наверное, на этом история бы и закончилась. Однако по местному телевидению несколько раз показали отрывки из этой видеозаписи, сопровождаемые титрами "оперативная съемка", что вызвало справедливое возмущение прихожан "Семьи Божьей".
Пастор церкви Андрей Данилов обратился к генеральному прокурору РФ с жалобой на незаконные действия областной прокуратуры. Однако генеральная прокуратура переслала письмо пастора прокурору Костромской области, чьи действия, собственно, и обжаловались. Тот, как и следовало ожидать, дал формальный ответ о том, что нарушений законности в действиях прокуратуры нет. Пастор написал еще одно письмо генпрокурору, которое по тому же сценарию опять переправили областному прокурору. На этот раз он не только дал формальную отписку, но, видимо, желая упредить дальнейшие жалобы, обратился с протестом в президиум Костромского областного суда. Требуя отменить решения Ленинского суда г. Костромы, облпрокурор снова поставил вопрос о ликвидации Церкви как юридического лица и о признании видеосъемки законной.
В течение трех дней областной суд тщательно исследовал все материалы дела и в очередной раз оставил без удовлетворения иск о ликвидации Церкви "Семья Божья", не обнаружив в ее действиях никаких нарушений закона.
Так в чем же, по мнению областного управления юстиции и прокуратуры, нарушение законности со стороны общины? Главное обвинение, как уже говорилось, состояло в том, что во время богослужения якобы применялся гипноз. Именно к такому заключению пришла местная государственная религиоведческая экспертиза.
Во-первых, вызывает недоумение, что религиоведческая экспертиза выносит суждение по вопросу, являющемуся прерогативой психиатров и требующему судебно-психиатрической экспертизы. Даже если в составе экспертного совета и участвовал психиатр, статус экспертизы определяется ее наименованием.
Кроме того, в соответствии с Постановлением правительства РФ от 3 июня 1998 г. на рассмотрение экспертного совета могут быть поставлены только два вопроса: о признании организации в качестве религиозной и о проверке достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.
Во-вторых, основанием для экспертного заключения послужила видеозапись. Возникает естественный вопрос: можно ли вынести добросовестное, научно обоснованное суждение исключительно по видеозаписи, снятой из-под потолка, когда видны преимущественно затылки и спины молящихся? Заключение по данному делу сделал известный московский психиатр, президент Независимой психиатрической ассоциации Юрий Савенко. Он считает, что необходим непосредственный контакт с участниками богослужения для выяснения в ходе клинической беседы ключевых моментов характера переживаний и воспоминаний верующих, их личностных особенностей, а также процедуры богослужений. Само согласие специалистов подписать заключение без клинического обследования является некорректным.
В-третьих, могло ли быть в действительности гипнотическое внушение во время богослужения? В данном случае нет доказательств, которые позволили бы говорить о каком-либо из трех известных уровней гипноза: сонливости, каталепсии (застывание в придаваемых позах) или сомнамбулизме (полная потеря воспоминаний о сеансе). Что касается трансовых состояний, то, как считают специалисты, они часто возникают у людей самопроизвольно в любой торжественной и волнующей обстановке.
Наконец, в-четвертых, был ли нанесен так называемым гипнозом ущерб нравственности и здоровью граждан? Только обязательное наличие реального ущерба является условием для ликвидации религиозной организации. Ни одного такого факта выявлено не было.
Что удивительно в этом процессе? Прежде всего непоследовательность и недобросовестность органов юстиции. За десять лет существования Церкви "Семья Божья" представители областного Управления юстиции на разу не посетили ее богослужения, не побеседовали с прихожанами. В случае нарушения закона органы юстиции вправе вынести письменное предупреждение, что является важной профилактической мерой. До сих пор никаких предупреждений "Семье Божьей" не выносилось.
Несмотря на положительное для Церкви решение суда, ее адвокат Владимир Ряховский намерен обратиться в Верховный суд РФ с жалобой на незаконное использование тайной видеозаписи в качестве доказательства по делу. Оперативно-разыскные мероприятия могут осуществляться только уполномоченными органами и только по решению суда, а результаты могут быть использованы только в уголовном, а не гражданском судопроизводстве. Как известно, уголовных дел в связи с деятельностью Церкви не возбуждалось, следовательно, санкций на проведение видеосъемки быть не могло.
Возникает и еще один вопрос: что дает ликвидация религиозной организации как юридического лица? Ведь в результате она автоматически получит статус религиозной группы и ее религиозная деятельность продолжится. Однако в этом случае органы власти вообще не будут иметь легитимных полномочий по контролю за деятельностью общины. Получается, что государство само искусственно загоняет законопослушные религиозные организации в подполье. В этой связи стоит вспомнить деятельность Совета по делам религий при Совете министров СССР и органов КГБ, которые всеми силами пытались "вытащить" из подполья религиозные группы, загнанные туда неразумной политикой партийных чиновников. Стоит ли повторять трагические ошибки нашей истории?