- Виктор Петрович, почему члены вашей Церкви называют себя "адвентистами Седьмого Дня"?
- Adventus по-латыни означает "пришествие". Мы верим во Второе пришествие Христа. Седьмой день по библейскому учению - "день субботний", который мы, следуя четвертой заповеди, посвящаем Богу. Эти два основополагающих понятия и определяют наше название.
- Когда адвентисты появились в России?
- Началом своей российской истории мы считаем вторую половину XIX века, когда адвентисты, жившие на Западе, начали посылать свои книги родственникам меннонитам, проживавшим на юге России: на Днепре, в Крыму, Поволжье, на Кавказе. Официально первая адвентистская община, состоявшая из немцев-колонистов, образована в 1886 году в Крыму. Первая же русская община создана в 1890 году в Ставрополе. При советской власти в 1945 году адвентисты были объединены во Всесоюзный совет адвентистов Седьмого Дня, который был распущен в 1960 году.
- Сколько сегодня, по вашим данным, адвентистов в России?
- Мы точно можем определить количество членов Церкви адвентистов Седьмого Дня. Для нас член Церкви - это активный взрослый прихожанин, живущий в соответствии с теми принципами, которые он исповедует. Таких людей мы регулярно видим в храме. Если же учитывать и детей, то всего адвентистов в России более 100 тысяч человек. В Москве 14 адвентистских общин, в которые входят около 14 тысяч человек.
- Церковь АСД - это международная Церковь с единой структурой. Расскажите, пожалуйста, какова эта структура?
- Организация Церкви АСД имеет четыре ступени: местная церковь, или община во главе с пастором; Объединение, или Конференция местных церквей (куда входят от 50 и более общин); Союз объединений (их три на территории России: Западно-Российский, Восточно-Российский, Кавказский); Генеральная конференция, или Всемирный союз, руководящий орган - Исполнительный комитет, высший орган - Съезд, председатель Ян Полсен. Генеральная конференция имеет 13 представительств или дивизионов по всему миру. В России это Евро-Азиатский дивизион.
Несмотря на наличие достаточно строгой международной структуры, Церковь АСД, как и всякая протестантская Церковь, достаточно демократична. Например, только сама община, а не вышестоящая организация может принимать решение о принятии или исключении членов Церкви. Руководящий орган общины - совет, высший орган - собрание членов общины. Все основные внутренние вопросы решаются на этих двух уровнях.
- "НГ-религии" уже затрагивали тему создания общепротестантской социальной концепции. Известно, что пятидесятники разработали и приняли такой документ. Есть ли своя социальная концепция у российских адвентистов?
- Когда появилась социальная концепция РПЦ, затем концепция мусульман, многие стали нас спрашивать: а какова позиция адвентистов? На протяжении многих лет наша Церковь вырабатывала и документально закрепляла свое мнение по разнообразным вопросам социального характера. Однако работа над социальной концепцией в виде отдельного документа началась только в мае 2002 года.
Решение об этом принято на совместном совещании с участием представителей всех республик и стран СНГ. Создана специальная комиссия из пяти человек, перед которой стоит задача подготовить такой документ. И большая часть работы уже сделана. Мы специально попросили прочитать этот документ представителей разных конфессий (в том числе и РПЦ), богословов, религиоведов, юристов. Надеюсь, понадобится не более двух месяцев для его окончательной доработки.
- Будет ли принята общепротестантская социальная концепция в России?
- Думаю, да. Однако я не стал бы называть ее общепротестантской. Вопрос о выработке такой концепции поднимал Консультативный совет глав протестантских Церквей, в который входят только четыре союза: баптистский, адвентистский и два пятидесятнических. Такие Протестантские Церкви, как Англиканская, Лютеранская, Методистская, Пресвитерианская и другие, пока не входят в Совет, поэтому сейчас можно говорить только об общем документе четырех названных союзов.
- Существуют ли свои социальные концепции у западных адвентистских Церквей?
- Нет, мы первые. Это связано с тем, что российское общество было закрытым в течение многих столетий. Сейчас общество открыто и требует, чтобы позиция и деятельность каждой религиозной организации были предельно прозрачны. На Западе протестанты не видят столь серьезной необходимости лишний раз заявлять о себе, так как их практическая деятельность и позиция и так всем известны. Мы же должны показать обществу свою визитную карточку.
- Учитывали ли вы опыт Православной Церкви в своей работе?
- Поскольку мы являемся христианской Церковью, мы не могли не ознакомиться с социальными концепциями Православной и Католической Церквей. Однако у нас много принципиальных различий по богословским вопросам. Кроме того, у нас свой взгляд на некоторые вопросы служения. Мы создали свой автономный документ. Заимствования у РПЦ можно найти только в названиях нескольких разделов.
- Что делает вашу социальную концепцию адвентистской?
- Во-первых, наше понимание личности человека, наделенной особыми правами и достоинствами от рождения. Во главе угла социальной концепции Церкви АСД стоит право на свободу мысли и совести, право на свободу выбора, в том числе и выбора религии.
Во-вторых, это вопрос здорового образа жизни. Члены Церкви АСД не курят, не пьют алкоголь, предпочитают вегетарианскую пищу. Поэтому адвентисты во всем мире живут на 7-12 лет дольше своих сограждан.
Также в документ вошли разделы, посвященные отношению Церкви к обществу, государству, политике, выборам, войне и миру, труду; уделяется внимание воспитанию детей, работе с такими социальными язвами, как алкоголизм, наркомания, проституция и так далее.
- Почему адвентисты уделяют столь большое внимание здоровому образу жизни?
- Это связано с тем, что человеческая личность целостна. Дух, душа и тело - три неразрывных составляющих человека, не существующие по отдельности. Библия говорит о теле человека как о храме Духа. Адвентисты убеждены: все, что разрушает тело, - разрушает и душу.
- В России существуют адвентистские школы и вузы, аккредитованные государством. Расскажите, пожалуйста, о них.
- На территории СНГ действуют Заокская духовная академия, пять ее филиалов, Богословский институт в Молдове, Богословский институт на Сахалине. Кроме того, в Киеве и в поселке Заокском Тульской области действуют гуманитарные институты, где преподаватели - адвентисты, а учащиеся набираются независимо от деноминационной принадлежности. При наших церквах созданы субботние классы, куда ходят разные люди от дошкольников до стариков.
Есть начальные и средние адвентистские школы, где общеобразовательные предметы преподаются наряду с религиозными. Они имеют государственную аккредитацию и выдают общегосударственный аттестат. Выпускник этих школ имеет право поступить в любой государственный или негосударственный вуз. Эти школы руководствуются общеобразовательным стандартом, утвержденным Министерством образования.
- Как вы относитесь к введению в школы курса "Основы православной культуры"?
- Конечно, мы должны знать историю и культурные корни своей родины. Но российское государство имеет особый статус федеративного государства. Это означает, что оно многонациональное и многоконфессиональное. Конституция провозглашает Российскую Федерацию светским государством. По закону школа должна быть отделена от Церкви.
Поэтому для того чтобы дать детям объективную информацию, было бы правильно вести рассказ о всех религиозных объединениях, которые существуют в нашей стране. Поэтому нормальным, на мой взгляд, было бы преподавание религиоведения, которое рассказывает о каждом из религиозных объединений.
Наша Церковь так видит решение этого вопроса.
Во-первых, законодательство предусматривает, что во внеучебное время любая религиозная организация с согласия родителей и детей может факультативно преподавать религию в школе, будь то ислам, православие или протестантизм. В законе заложена база для разработки механизма реализации этого принципа. Помочь разработать этот механизм должно Минобразования.
Во-вторых, закон о свободе совести позволяет религиозным объединениям создавать свои общеобразовательные и религиозные учебные заведения. При этом государство может финансировать общеобразовательные предметы.
Мне кажется, что у нас есть все условия, чтобы достичь положительного результата. Если же обязательным станет преподавание только одной религии, пусть это и называется культурологией, то будет нарушен принцип равенства религиозных объединений перед законом.
- Как адвентисты относятся к деньгам и достатку?
- Труд для каждого адвентиста - Божье благословение. А человек - Божий домоуправитель на Земле. Мы за то, чтобы люди работали, зарабатывали деньги и жили хорошо. Как правило, те, кто с детства получил адвентистское воспитание, живут в достатке. Но наравне с этим необычайно важно воспитание духа служения: зарабатывай, но умей делиться. С одной стороны, возвращай Богу часть заработанного в знак благодарности за то, что он дал тебе здоровье и благословил тебя в труде, - это десятина, идущая на содержание священнослужителей и на распространение благой вести, а также добровольные пожертвования. С другой стороны, служи тем, кто нуждается в твоей помощи, - это служение ближнему. Поэтому само богатство - не зло, зло - это богатство только для себя.