Парламент Грузии одобрил конституционное соглашение, подписанное Эдуардом Шеварднадзе и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, которое, по замыслу его разработчиков, должно значительно повысить статус Грузинской Православной Церкви. Согласно документу, православие в Грузии - "не только вероисповедание, но и необходимый фундамент для возрождения страны".
Соглашение было подготовлено межфракционной парламентской группой по инициативе Грузинской Церкви, которая уже несколько лет добивалась заключения подобного договора с государством.
Вице-спикер парламента Грузии Гиги Церетели, возглавлявший межфракционную группу, утверждает, что соглашение по своему содержанию равносильно объявлению православия государственной религией в Грузии. Оно определяет принципы взаимоотношений между государством и Православной Церковью, формы и сферы сотрудничества между ними, уточняет вопросы собственности и имущественных прав. В частности, государство признает собственностью Церкви, находящейся под защитой государства (в музеях, хранилищах), все церковные сокровища, и на них, как на часть национального достояния, устанавливается совместное владение Церкви и государства. В соответствии с соглашением, духовные лица не будут призываться на обязательную воинскую службу, в государственных правительственных учреждениях на добровольных началах будут изучаться предметы православной веры. Государство и Церковь правомочны осуществлять совместные программы социального обеспечения населения и другие мероприятия.
Другой вице-спикер парламента, председатель Социалистической партии Грузии Вахтанг Рчеулишвили в интервью "НГР" выразил опасения, что подписание конкордата с Православной Церковью может обострить отношения государства с представителями других традиционных для Грузии религий и конфессий - мусульманства, иудаизма, а также Армянской Апостольской Церкви. Они, по словам Рчеулишвили, могут воспринять подписание этого соглашения как ущемление их прав. Власть должна сделать все, чтобы развеять такого рода опасения, считает вице-спикер.
Между тем заместитель председателя пресс-центра Грузинского Патриархата Зураб Цховребадзе заявил в интервью "НГР", что в ходе подготовки документа проводились консультации с представителями ведущих религий и конфессий Грузии, которые одобрили идею о том, чтобы Православная Церковь заключила конституционный договор с государством. По его словам, до сих пор в Грузии фактически существовал правовой вакуум в области отношений между Церковью и государством, который и призвано заполнить подписанное соглашение.
Выступая на торжественной церемонии подписания соглашения, Шеварднадзе заявил, что этот документ должен сыграть "историческую роль в строительстве независимого государства" и будет "способствовать объединению нации в единый кулак для решения стоящих перед страной задач".
Официальный Тбилиси постарался представить подписание соглашения как событие исключительной важности. Впрочем, действия грузинских властей вполне логичны, поскольку особый статус Православной Церкви уже прописан в Конституции Грузии. Согласно ее 9-й статье, "государство признает исключительную роль Грузинской Православной Церкви в истории Грузии".
Надо заметить, что тенденции к приданию особого законодательного статуса традиционным религиям и конфессиям характерны для всех государств бывшего Советского Союза. Российский и недавно принятый белорусский законы о религиозных организациях признают особую роль православия и некоторых других религий и конфессий. Однако это признание носит чисто декларативный характер, не имея каких-либо правовых последствий. Грузия стала первой бывшей советской республикой, придавшей одной из религиозных организаций реальные юридические преимущества.