Образ протестанта в российском обществе очень противоречив. В советское время благодаря антирелигиозной пропаганде на слуху были "кровожадные пятидесятники", приносящие в жертву своих детей, но вопреки той же пропаганде одновременно существовал и некий образ "трудолюбивых баптистов". После перестройки и развенчания агитационных мифов возник стереотип "правильного" баптиста, поющего свои заунывные лирические песни о Боге. Однако тут же появился и "сектант, похищающий души русских людей на американские деньги". Но, безусловно, эти представления не способны отразить всю пеструю картину протестантизма в России.
В годы перестройки одним из первых обвинений в адрес протестантов стала их особенная активность на ниве благотворительности. Однако ею после распада Советского Союза занимались не только протестанты, но и множество других религиозных организаций. Конечно, в распространении бесплатных продуктов и одежды помимо проявлений милосердия почти всегда присутствует элемент прозелитизма, и многие миссионеры, не только протестантские, этим злоупотребляли.
Вскоре прозвучали претензии по поводу характера протестантских богослужений, особенно в харизматических Церквах. Вот приблизительное описание одной из таких служб: под инструментальный ансамбль поется песня прославления, затем выступает пастор, его проповедь становится все более эмоциональной, он почти кричит, призывая каяться, молиться и радоваться вере. Он призывает к себе покаявшихся и возлагает на них руки, при этом кто-то говорит о том, что он исцелен, одни смеются, другие плачут, третьи танцуют, поднимая руки к небу и говоря на непонятных языках. Наконец пастор призывает всех помолиться в тишине, но некоторые продолжают говорить на языках шепотом, чтобы не мешать другим. В заключение богослужения в качестве причастия используется виноградный сок, редко вино. Конечно, для православного, ненароком заглянувшего на такую службу, все это может показаться даже неким кощунством.
Выступления иерархов Православной Церкви с критикой в адрес пятидесятников достигают сознания лишь небольшой части общества в отличие от патриотов, которые, обращаясь к широкой аудитории, высказывают опасения, заключающиеся в том, что протестанты могут изменить "культурное лицо" россиянина. И с этим трудно не согласиться. Вот что по этому поводу полтора года назад сказал пастор пятидесятнической Церкви Христа Сергей Говоров в одном из интервью в Новосибирске: "Мы полноправные граждане своей страны и хотим обогатить наше общество и государство. Мы также дети своих отцов и русские люди. У нас есть духовная преемственность и верность Иисусу и его апостолам. Именно эта преемственность имеет для нас исключительное значение".
Понятие патриотизма у протестантского пастора становится синонимом полезной общественной деятельности: "Патриот - это тот, кто осознает актуальные вопросы и помогает оздоровлению современной жизни". Проповеднический призыв к честной работе на благо Отечества соотносится во всех без исключения протестантских Церквах с принципами рыночной экономики, демократии и прав человека.
Общим мнением протестантских пасторов является то, что Православная Церковь (если бы имела возможность) не дала бы им свободы для открытой евангельской проповеди. Наряду с этим баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и харизматы читают не только книги американских и русских проповедников, но и труды Святых Отцов Церкви, в особенности св. Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Среди протестантов есть как почвенники, так и убежденные западники. Одни считают, что верующие должны проводить такое же чинное богослужение, как у православных, и подражать их благочестию в пении и молитве. Для других идеалом является американский стиль богослужения и образ жизни. Третьи находят средний путь, признавая преемственность с русской христианской традицией с момента Крещения Руси или же со времени перевода Библии на русский язык в ХIХ веке. Своими духовными предшественниками и авторитетами пасторы называют и средневековую новгородскую секту стригольников, и святого Сергия Радонежского, и священника Александра Меня.
Сегодня в России сложилась своя система протестантских союзов и объединений, которые претендуют на место второй по численности христианской конфессии в нашей стране.
В 1990 г. была образована Российская объединенная Методистская Церковь (РОМЦ). Тогда же в начале 90-х годов формирование своего союза начали адвентисты седьмого дня, которые подвергались жесточайшим репрессиям в советский период, так же как баптисты и пятидесятники. Наследником Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, созданного в 1944 г., является сейчас Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ). С 60-х гг. действует Совет Церквей евангельских христиан-баптистов, который с советских времен отказывается от регистрации своих общин. С 70-х гг. XX века существует Союз незарегистрированных пятидесятников во главе с Иваном Федотовым, от которого в начале 90-х гг. отпочковалась Ассоциация христианских миссий. На основе Союза баптистов и при поддержке автономных и подпольных Церквей в 1990 г. создан Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП), в 1997-м - Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП), который объединил большинство новых миссий и Церквей, появившихся в России.
Многие из харизматических направлений западного происхождения вошли в РОСХВЕП в качестве ассоциаций на правах автономии и существуют самостоятельно. В 90-е годы созданы и другие, совершенно новые, союзы, такие, как ассоциация "Союз христиан" для Северо-Запада России, Евангельский христианский миссионерский союз для Юга России, Северо-Восточный союз евангельских христиан для Дальнего Востока. Государство признает эти организации и объединения других более мелких протестантских групп. Лидеры баптистского и пятидесятнических союзов входят в Межконфессиональный совет религиозных лидеров России, многие пресвитеры были награждены государственными наградами за свою социальную работу, а местные власти часто втайне от православных допускают проповедников в тюрьмы и детские дома, предпочитая словам конкретные дела. Отечественный протестантизм - это целый мир, пронизанный русской культурой и ставший неотъемлемой частью нашего общества.