Очень многие москвичи живут при постоянном шуме, доносящемся с улицы, - где-то рядом с домами проходят оживленные автомобильные дороги, где-то "шумят" типографии и швейные фабрики, где-то строятся новые дома. С шумом многие настолько свыклись, что не обращают на него внимания, а оказавшись вдали от города, первое время испытывают неприятные ощущения - некоторые даже не могут заснуть из-за того, что не слышат привычного гула проезжающих мимо машин. Но как бы люди ни привыкали к таким вещам, превышение естественного уровня звуковых колебаний оказывает негативное влияние на здоровье и уменьшает продолжительность жизни.
Больше всего москвичей страдает от шума, производимого автомобилями. По данным столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, приведенным в докладе о состоянии окружающей среды в Москве, более 60% москвичей проживают в зонах акустического дискомфорта, возникающего из-за автомобилей, - это почти в три раза больше, чем в среднем по России.
Хуже всего обстановка в пределах Садового кольца - там практически нет участков с допустимым уровнем шума. Больше всего от шума страдают люди, живущие на верхних этажах. Это происходит потому, что внизу он поглощается деревьями и различными торговыми палатками, фонарями, скамейками. Очень плохая обстановка на улицах, где почти вплотную друг другу стоят высокие дома - например, на Кутузовском, Ленинском и Ленинградском проспектах.
Но уже на некоторых улицах городские власти взялись за исправление ситуации. Например, при строительстве третьего транспортного кольца в отдельных местах, где уровень звуковых колебаний превысит нормы, за счет городского бюджета заменяют оконные блоки в домах, а вдоль проезжей части устанавливают защитные экраны.
Некоторые москвичи страдают и от шума, производимого самолетами. Под сверхнормативным воздействием шума от воздушных судов находится около 10% территории города - сюда относятся, например, Теплый Стан, Солнцево, Тропарево, Митино, Зеленоград и Южное Бутово. А от 10 до 15% территории Москвы находится под воздействием сильного шума от промышленных и коммунальных предприятий. Здесь имеются в виду торговые комплексы, гаражи, вокзалы, трамвайные депо и автобусно-троллейбусные парки.
Но от шума страдают не только москвичи, но и отцы города. Многие директора автокомбинатов, швейных фабрик и типографий не испытывают большого желания снижать уровень шума, а из-за этого городские власти не могут использовать большие площади земли, находящиеся вокруг этих предприятий, поскольку это запрещено санитарные нормами.