В общественно-религиозной жизни России нынешнюю весну вполне можно назвать католической. Вернее, антикатолической, имея в виду характер и подтекст многочисленных информационных сообщений. Что поделать, очень уж прижилось у нас латинское слово "contra", т.е. "против". Тогда как "pro" - вопреки правилам и здравому смыслу - чаще всего оказывается на задворках обывательского сознания.
Тем временем значительному числу простых россиян есть что сказать в разгоревшейся вокруг Католической Церкви полемике как раз с позиции "за". Потому что бедных людей в России до сих пор гораздо больше, чем прочих, а именно на служении бедным и обездоленным построена система католической благотворительности. Специально употребил слово "система", одиозное только в советском контексте. Если же речь идет о системном подходе в делах милосердия, то можно лишь порадоваться, что есть в нашей стране подобные организации. К тому же имеющие огромный опыт работы и как следствие международный авторитет.
"Caritas" в переводе с латыни означает "милосердная любовь". Конфедерация "Каритас Интернационалис" объединяет 154 организации социального служения, действующие в 198 странах мира. В таком качестве она была основана в 1950 году с благословения Святого Престола, однако некоторые национальные "Каритас" появились задолго до этого. К примеру, в Германии подобная организация создана еще в 1897 году. Единство базисных принципов (проистекающих из общей цели - "нести в мир милосердие и социальную справедливость") не только не исключает, но даже предполагает разнообразие подходов и методов работы национальных организаций. У каждой из них свой опыт, свои направления и своя история.
Российская началась 10 лет назад с команды единомышленников, собравшейся вокруг дьякона Антонио Санти, приехавшего из Италии. Причем далеко не все из них были католиками. Это также один из основополагающих принципов "Каритас": ее сотрудником или добровольцем можно стать независимо от вероисповедания. Не случайно информационный бюллетень "Каритас" европейской части России называется "Самарянин". В притче о милосердном самарянине Иисус определяет сущность христианской любви к ближнему и ее направленность. Ближний - это как нуждающийся в милости, так и оказывающий ее. Здесь же Христос указывает и на организационные основы благотворительности. Помните, как самарянин, спасший пострадавшего от разбойников человека, доставляет его в гостиницу, дает ее хозяину денег и говорит: "Позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
В наши дни все происходит точно таким же образом. С той только разницей, что в образе милосердного самарянина соединены все многочисленные дарители, предпочитающие оказывать адресную помощь и жертвующие часть своих средств "Каритас". Но при этом многие национальные "Каритас", помимо оказания помощи нуждающимся у себя на родине, поддерживают отдельные благотворительные проекты в других странах, строго контролируя их осуществление. И чаще всего опять-таки по принципу "если издержишь что более", подразумевающему постоянный характер сотрудничества.
Его масштабы впечатляют: сегодня в нашей стране осуществляются более 500 благотворительных проектов "Каритас", и главными партнерами ее российских структур с момента появления выступают организации Германии, Франции, Австрии, Италии, Японии и многих других стран. В среднем примерно 80 тыс. человек в год получают разнообразную помощь только на севере европейской части России, где региональная "Каритас" насчитывает более 600 добровольцев. На них и держится основная работа по проектам, так как штатных сотрудников считанные единицы, а возможности оплаты их труда очень скромные.
Важно заметить, что содержание благотворительной деятельности "Каритас" сильно изменилось с начала 90-х годов. От распределения потоков гуманитарной помощи, в регулировании которых "Каритас" играла значительную роль, уже в середине того же десятилетия было решено перейти к проектам, ориентированным на саморазвитие и самофинансирование. Что лучше всего согласуется с миссией "Каритас", заключающейся в создании атмосферы, способствующей распространению милосердия в обществе.
"Наши программы можно подразделить на три типа, - говорит директор "Каритас" севера европейской части России Лука Гомульский. - К первому относятся экстренные программы социальной помощи: бесплатные столовые, патронаж на дому, материальная помощь. Второй объединяет так называемые "программы человеческого развития": работа с детьми и молодежью, разнообразные воспитательные и просветительские проекты. А третий тип - это программы по поиску местных источников финансирования (социальные прачечные, мастерские и т. д.). Сюда же входит и устройство людей на работу, возможность для них получить новую профессию".
Но чтобы хоть чуть-чуть проникнуться самим духом каждодневной благотворительной работы, надо поближе познакомиться с некоторыми из проектов и их руководителями.
Программа Натальи Зотовой работает с 1993 года и называется "Семья - семье". Это оказание помощи семьям, оказавшимся в наиболее сложных условиях: многодетным (5 и более детей), семьям, воспитывающим детей-инвалидов, а также опекающим приемных детей-сирот. Особенность проекта в том, что российским семьям помогают зарубежные, главным образом из Италии и Японии. Инициатор проекта - Антонио Санти и его собратья из миланской общины святых Петра и Павла. В 2000 году проектом были охвачены 62 семьи (115 детей), и более половины из них опекались итальянскими семьями.
Сотрудница проекта "Помощь бездомным" Марина Перминова, как и руководитель этого проекта Елена Подкопаева, - православная из общины священника Георгия Кочеткова.
"Бездомные - это как "новые русские", только наоборот, - говорит Марина. - Новая страна, живущая по своим законам. Внутри нее целый мир, который людям внешним понять очень трудно. В обществе отношение к его обитателям отрицательное, особенно в Москве. Потому, наверное, наиболее эффективно работают с бездомными бывшие бездомные, сумевшие выбраться из этой ситуации".
Последний проект - "Помощь детям-сиротам, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей", действует около пяти лет. И он особенно показателен в смысле абсурдности домыслов о якобы "прозелитическом" характере благотворительной деятельности католиков на территории России.
Какой уж тут прозелитизм, если речь идет о детях, оставленных своими матерями в возрасте до 3 лет! Их сегодня больше сорока. Эти младенцы вынуждены как минимум несколько месяцев после появления на свет (от большинства из них матери отказываются сразу после родов) провести в специальном отделении одной из московских инфекционных больниц, пока врачи не убедятся, инфицированы дети или же страшное наследство обошло их стороной. Хотя окончательный диагноз может быть поставлен именно в три года.
Руководит проектом Мария Пятина, которая и рассказала нашему корреспонденту об этих детях.
- Дом малютки таких детей не принимает, а в больнице для грудничков не предусмотрены возможности получения хоть мало-мальского воспитания. Лишь чисто медицинский уход. Игрушки, прогулочные коляски приобретены нами. Но главное другое - это наши сотрудники (включая саму Марию их только трое) и добровольцы, всего немногим более десяти человек. И все равно в больнице дети, несмотря на все наши старания, катастрофически отстают от сверстников. Многие из них недоношенные, да к тому же имеют врожденные сопутствующие недуги. Вы видели когда-нибудь, например, "ломку" трехлетнего ребенка, родившегося от матери-наркоманки?!
- Куда же после больницы определяют таких детей?
- В специальный Дом ребенка. Но и в нем нормальный воспитательный процесс не обеспечивается. Надо бы к каждому такому малышу приставить отдельного воспитателя, и то, боюсь, проблема не будет решена полностью. Мы, кстати, в этом году уже начали новый проект помощи детям в этом Доме ребенка. Стараемся работать индивидуально, вывозить на разные мероприятия (посещение зоопарка, цирка) не большую группу ребят, а двух-трех детей, но чтобы общение с ними было максимально полноценным.
В планах также проекты поддержки беременных ВИЧ-инфицированных женщин, так как при условии их адекватного лечения риск рождения зараженных детей снижается на 50-90%. Кроме того, нуждаются в помощи и семьи инфицированных родителей, которые, как правило, тяжело болеют и умирают.
Рассказ о проектах "Каритас" в России может длиться бесконечно, ибо, увы, нескончаем поток страданий и бед, нас окружающих. Трудно даже представить, какому числу людей в данную минуту требуется конкретная, зачастую срочная помощь и сколь многие нуждаются просто в милосердном слове.