Профессия каскадера уже перестала быть экзотикой. При студиях и объединениях каскадеров существуют курсы, где азы мастерства постигают все желающие. Одно только объединение каскадеров "Мастер" ежегодно выпускает из своих стен более ста новоиспеченных исполнителей трюков.
Спектр деятельности этого объединения довольно широк. Один из его проектов - Московский международный фестиваль трюкового искусства и кино "Прометей", который в четвертый раз прошел в столице. За несколько лет он превратился из полусамодеятельного мероприятия с неясными для стороннего наблюдателя целями в хорошо организованный фестиваль, в оргкомитет которого входят весьма уважаемые учреждения и организации. Правда, Ассоциация каскадеров России, которую еще в прошлом году называли в числе организаторов, за несколько дней до открытия фестиваля сочла нужным поместить на своем сайте следующее заявление: "Ассоциация каскадеров России официально заявляет, что к подготовке и проведению фестиваля "Прометей", а также к событиям, происходящим в ОК "Мастер", не имеет никакого отношения и ответственности ни за что не несет".
Еще в 1999 году жалкие горстки зрителей тоскливо смотрели на проходившие в рамках фестиваля в "Крылатском" скоростные заезды байкеров и вялые перевороты покореженных старых автомобилей. А некоторые журналисты, крутившиеся в шоу-бизнесе, с видом знатоков говорили, что не понимают, зачем "Мастер" устраивает фестиваль, так как, по их данным, дела у объединения идут очень плохо. Вызывало подозрение и то, что перед заездом у байкеров брали рублей по 50 и расписки о том, что они не будут предъявлять никому претензий в случае получения увечий или поломки мотоциклов: это корреспондент "НГ" видела своими глазами.
А уже в этом году на территорию "Крылатского" пускали только по билетам - недостатка в зрителях не было. На территории спорткомплекса разместили множество биотуалетов и мелких предприятий общепита, а на нескольких площадках каскадеры демонстрировали действительно интересные и рискованные трюки. Зрители же проявляли порой не меньшие мужество и отвагу, чем исполнители трюков. Например, на одной из площадок демонстрировалась езда мотоциклиста по отвесным стенам. Немолодой уже мужчина с суровым лицом ездил на мотоцикле по стенам небольшого сооружения, напоминающего бочку, а сверху стояли люди и с большим интересом наблюдали за тем, как он убирал с руля руки, поднимал ноги, закрывал черной тряпкой глаза. И лишь редкие зрители начинали нервничать тогда, когда мужчина подъезжал практически к их рукам.
На соседней площадке тем временем демонстрировалась программа "Трасса мужества", с которой каскадеры ездили по городам в эпоху Советского Союза. Они показывали, например, езду на двух колесах, акробатику на автомобилях, сбивание этажерок со стоявшими на них людьми. Закончилась программа прыжком мотоциклиста через 8 автомобилей, но когда-то этот же каскадер демонстрировал прыжки через 20 автомобилей. Причем за каждый такой прыжок он получал всего 50 рублей, в то время как стоимость подобных трюков за рубежом доходила порой до 20 миллионов долларов.
Кто-то говорит, что в области производства каскадерских шоу-программ крутятся большие деньги, часть которых, естественно, перепадает каскадерам. А кто-то утверждает, что постановка трюков - дело настолько затратное, что больших денег на этом не заработаешь. Но одно очевидно: на деньги, зарабатываемые демонстрацией трюков, может жить лишь очень небольшая часть каскадеров. Для остальных это хобби. Каскадер объединения "Мастер" Светлана Веселовская говорит: "Я сейчас диплом пишу, работаю и занимаюсь каскадерством. Моя специальность совсем из другой области - металлургия. Но я уже четыре года занимаюсь в "Мастере" и не собираюсь бросать, потому что каждый раз появляется что-то новое и интересное". При этом нельзя сказать, что Светлана как каскадер не востребована: она снялась в двух фильмах и регулярно выступает в шоу-программах.
Насколько часто бывают у каскадеров травмы, узнать крайне тяжело. Руководители каскадерских сообществ говорят, что никакой статистике в этой области верить нельзя, поскольку "здесь много интриг и много грязи", объединения специально распускают слухи об огромном количестве травм в рядах конкурентов. Рядовые же каскадеры говорят, что ни у них, ни у их знакомых до серьезных травм дело не доходило. Они утверждают, что при хорошей подготовке трюка травматизм практически исключается. Каждый из номеров продумывается очень тщательно, не одним человеком.
Есть и еще несколько моментов, которые влияют на уровень травматизма. Один из известнейших каскадеров Мухтарбек Кантемиров, который сейчас является худруком Московского конного театра "Каскадер", говорит: "Все зависит от партнера. Очень много значит хороший партнер. В каждом трюке обязательно есть люди, которые подстраховывают. И, естественно, многое значит профессионализм. Хотя, конечно, сколько всего бывает случайного! Всего не предусмотришь"...