Толпы отдыхающих давно вытеснили из московских и подмосковных парков практически все виды животных - остались разве что утки, мыши и воробьи. Однако в национальном парке "Лосиный Остров" до сих пор обитают животные, которых многие москвичи видели только на картинке или в зоопарке. Здесь, например, живут 117 пятнистых оленей, около 30 лосей, до 40 кабанов, более 150 зайцев, а также белки, лисы, куницы, горностаи и чуть менее двух сотен видов птиц.
Правда, большая часть этих животных обитает в находящейся в центре парка заповедной зоне, которая с одной стороны огорожена забором, а с другой защищена почти непроходимыми болотами. Людей, которые пытаются пробраться в заповедную часть, останавливают и выпроваживают с территории. "Если бы мы открыли доступ всем желающим в эту зону, то у нас все звери разбежались бы", - говорит заместитель директора национального парка "Лосиный Остров" по управлению природными ресурсами Марк Шапочкин.
Но в Лосином Острове проводятся экскурсии, во время которых посетителей возят, в частности, на егерские участки, где зимой кормятся олени. Эти животные не могут самостоятельно добывать себе пропитание зимой: 40-сантиметровый слой снега становится для них уже непреодолимым препятствием. Ведь олени в Московской области никогда не жили - их завезли в парк в эпоху Советского Союза. Сотрудники парка заготавливают на зиму для оленей сено и березовые веники, которые с большим удовольствием едят эти животные. Кроме того, для оленей покупают на плодоовощных базах отходы - каждую неделю они съедают примерно по самосвалу этого добра. Причем, по словам сотрудников парка, у животных уже выработался условный рефлекс: заслышав издалека звук подъезжающего самосвала, они бегут за ним к егерскому участку, на котором раскладывается пища.
Иногда к участку приходят кабаны и начинают отнимать пищу у оленей. Кабанов специально не подкармливают, поскольку они сами вполне могут найти себе пропитание. Они не только хорошо разрывают снег, но и едят все подряд: и коренья, и желуди, и картошку на огородах, и насекомых, и даже муравейники. Не надо заботиться и о символе Лосинки - лосях. Они могут самостоятельно находить корм: зимой - осиновую и еловую кору, осиновые ветки, а летом - травы (например, клевер) и молодые побеги некоторых деревьев.
Случаев отстрела животных браконьерами в Лосином Острове не помнят. А главными врагами зверей здесь являются одичавшие собаки. "Очень многие дачники бросают собак после дачного сезона. Кого-то подбирают и подкармливают базы всякие, а все остальные зимой, когда им есть нечего, сбиваются в стаи и уходят в поисках пропитания в лес, - говорит главный специалист по фауне Лосиного Острова Петр Хатылев. - Этой зимой они загрызли трех оленей. Хотя насмерть собаки редко загрызают - в основном они калечат животных, - но в зимний период покалеченный зверь обречен".
С каждым годом в Лосиный Остров приходит все больше одичавших собак. За прошедшую зиму в парке застрелили 85 собак. О том, что в Лосином Острове ведется отстрел этих животных, откуда-то узнали пенсионерки из расположенных рядом населенных пунктов и начали бороться с "произволом". Как-то раз они даже вызвали представителей московской прокуратуры - те, говорят, приехали, ознакомились с положением дел и не нашли здесь ничего предосудительного.
А летом в национальный парк приходят одичавшие кошки. Зиму они проводят в подвалах и на чердаках, а с приходом весны перемещаются в лес, где ловят птиц и разоряют гнезда, но вреда все же приносят гораздо меньше, чем собаки.
Много хлопот сотрудникам парка доставляют и сильно расплодившиеся в последнее время бобры. Сейчас в пределах Лосиного Острова живет около 30 семей бобров, в каждой из которой примерно по 8 особей. "Они ребята очень дружные, зубья у них хорошие, они пилят деревья и перегораживают реки, - говорит Петр Хатылев. - Течение Яузы от этого останавливается, и территория заболачивается. Бобров нужно отселять, и есть методика их отселения, но их некуда отправлять. Раньше были специальные фермы, которые разводили бобров, а теперь их нет. Еще в соседние хозяйства их можно отселять, но они стали настолько обычными для Московской области животными, что никто их не берет".
Лосиный Остров - не совсем обычный лес. "У нас не саморегулирующаяся, а искусственная экологическая система, - говорит Марк Шапочкин. - Экологических коридоров для миграции зверей в парк и из парка практически нет: он окружен городами Щелково, Королев, Мытищи, Балашиха, а часть территории находится в пределах Москвы. Поэтому если превысится численность, например, лосей или кабанов, то им не будет хватать кормов. Сейчас нам надо расселять стадо оленей - заменить некоторых животных другими, потому что без притока свежей крови начинается процесс вырождения. Лишь в Щелковском районе осталось единственное место, из которого звери хоть как-то через поля могут уходить в другие леса. Но там тоже начинается застройка, и, если не предпринимать меры, круг совсем замкнется. Правда, у нас недавно состоялось совещание по генплану Лосиного Острова, на котором мы настояли на том, чтобы в генплане этот экологический коридор в Щелковском районе был оставлен для прохода зверей".