- Официально эта работа называется "промоушн" - рассказывает Денис, студент Бауманского университета, раздающий наклейки и прайс-листы у станции метро "Проспект Мира", - но между собой мы называем друг друга "рекламистами". Я работаю по контракту, заключенному на время рекламной акции. Платят в разных компаниях по-разному - от 10 до 17 долларов в день. Деньги должны выплатить за неделю работы, после выходных. Но не знаю, выплатят или нет: в других компаниях зарплату задерживали на недели и даже месяцы. По договору мы обязаны работать по 10-12 часов в день, с редкими перекурами и одним перерывом на обед. За отлучки и разговоры со знакомыми налагаются штрафы. Зато вот за проявленную активность даже обещали премию. Это не первая рекламная акция, в которой я участвую. Но я работаю только с сувенирами и флайерсами (пригласительными билетами со скидкой. - "НГ"). Я от ребят слышал, что с товарами работать гораздо тяжелей.
- Да, это действительно так, - подтверждает Олеся, для которой "промоушн" уже около двух лет является постоянной работой. - У каждого товара своя специфика. Например, при раздаче сигарет надо распознавать в толпе курящих и некурящих. А это уже требует наблюдательности и даже знаний психологии. Гигиенические и моющие средства в основном дарим женщинам. Отдельные инструкции получаем на рекламной акции женских прокладок, потому как дело деликатное: нужно угадать возрастную границу и не предложить их даме, которой они уже скорее всего не понадобятся. А самое милое дело - раздавать конфеты и жвачки. Здесь никого не приходится уговаривать, а от детей и подростков иногда даже отбиваемся.
Найти работу "промоутера" (именно так официально называется промысел Дениса и Олеси) в Москве несложно. Приоритет, конечно, отдается студентам: большинство компаний предпочитают набирать энергичную, подвижную молодежь. Чаще всего рекламисты ищут работодателя по объявлениям в специализированных изданиях со списками вакансий. Впрочем, те, кто уже попробовал, что значит быть промоутером, стараются искать новые предложения через своих коллег - так вернее.
- А практикуется ли между вами, - задаю вопрос Наташе, пережидающей дождь в укрытии близ станции метро "Арбатская", - "прикарманивание" товаров?
- Это практически невозможно, - отвечает она, при этом, правда, как-то хитро улыбаясь. - Каждые полтора-два часа нас контролируют супервайзеры - направляемые компанией-организатором люди. Они, кстати, следят и за тем, чтобы никто не отлынивал.
Насколько работа рекламиста тяжела как физически, так и морально, я смогла убедиться лично. Облачившись в фирменную маечку и нахлобучив кепку, предназначенную защищать меня равно от дождя и от солнца, и запасшись целой кипой рекламных буклетов и фирменных наклеек "в подарок ТОЛЬКО для вас", я стала впихивать их всем желающим и не желающим при выходе у одной из станций метро. За 15 минут я была дважды оскорблена, трижды меня обматерили, а одна пожилая дама швырнула предлагаемое мною прямо мне в лицо. Под конец я получила весьма недвусмысленное предложение от пребывающего в подпитии местного бомжа: моя невинность была им оценена в 50 рублей.
...Как относиться к промоутерам - личное дело каждого. Но вымещать на них свое плохое настроение и свою ненависть к "акулам капитализма" наверняка не стоит. Приставать к вам - это их работа. А обращать на это внимание или нет - ваше право.