Давно минули времена, когда не выдержав конкуренции с магазинами, торгующими одеждой секонд хенд, начали стремительно закрываться комиссионки. С тех пор их не видно и не слышно, и многие думают, что комиссионных магазинов в Москве не осталось. Однако на самом деле в столице существует около двух десятков комиссионок, в которых продаются не только мебель, бытовая техника и посуда, но и одежда. Причем некоторые из них открылись несколько лет назад.
Побывав в нескольких комиссионных магазинах, торгующих одеждой, корреспондент "НГ" увидела, что недостатка в покупателях там нет. В любое время дня около вешалок с одеждой можно увидеть трех-четырех покупательниц: подавляющее большинство посетителей этих магазинов - женщины.
Но желающих продать через комиссионки свою старую одежду больше, чем покупателей. "Можно вам принести вещи?" - спрашивает зашедшая в магазин детской одежды женщина. "Мы в субботу 80 вещей уже приняли, - отвечает продавец. - А покупателей у нас не так много. Если эти вещи за два-три дня купят, то приходите в среду. А лучше позвоните". Объясняется такой странный ответ просто: складировать принимаемые вещи в подсобных помещениях продавцы комиссионок не имеют права. Их должны выставлять в торговом зале не позже, чем на следующий день после того, как товар принят.
Но у женщины, пришедшей чуть раньше, одежду решили взять. Продавец берет из вороха принесенных вещей брюки: "Так... Брюки черные расклешенные. Какую цену поставим? Ну, за сколько вы их покупали? Нет, давайте лучше не за 100, а за 150 рублей". Женщина, которая принесла одежду, соглашается. Но бывают и довольно несговорчивые люди. Они, по словам сотрудников комиссионок, заламывают за поношенные вещи такие цены, по которым их вряд ли кто-нибудь купит, а когда их начинают уговаривать уменьшить стоимость, уходят.
"У нас есть постоянные покупатели и постоянные поставщики, - говорит директор магазина. - Причем некоторые и сами сдают вещи, и покупают то, что принесли другие. Мы не берем одежду с сильным процентом износа, грязную или непродаваемую. Нам, например, иногда пытаются сдать вещи совсем неношеные, но купленные несколько десятилетий назад. Раньше ведь принято было закупать одежду на всю жизнь. Как-то принесли даже белую пионерскую рубашку с позолоченными пуговицами. Мы, естественно, не взяли".
Цены в комиссионках не очень высокие. Детские футболки, например, стоят рублей 40-50. Куртки для детей - от 250 до 500 рублей. Стоимость детской обуви колеблется в пределах 80-250 рублей. Но есть и комиссионные магазины, торгующие поношенной одеждой известных фирм. Стоят такие вещи довольно прилично, но по сравнению с новой одеждой тех же фирм - не так уж много. Стоимость юбок колеблется в пределах 700-3000 рублей. Женский летний костюм можно купить за 4000 рублей, сумку - за 3000-4000 рублей. А вечерние платья стоят от 6000 до 9000 рублей. В этих же магазинах продаются солнцезащитные очки известных фирм. Основной "костяк" покупательниц поношенной элитной одежды составляют девушки, отделы же мужской одежды почти всегда пустуют.
Однако нельзя сказать, что продажа вещей через комиссионки всегда приносит пусть небольшую, но все же гарантированную прибыль. Московскому обществу защиты прав потребителей уже пришлось столкнуться с людьми, пострадавшими от нечестности иных продавцов. Хотя, надо сказать, на комиссионки все же жалуются гораздо реже, чем на другие магазины.
Как сказала корреспонденту "НГ" юрист Московского общества защиты прав потребителей Юлия Швед, чаще всего люди жалуются на то, что продавцы не хотят возвращать деньги за принятый товар и придумывают для этого массу причин. Некоторые, например, говорят, что магазин обокрали и унесли те вещи, которые принес тот или иной человек. Но на самом деле, подчеркивают в обществе, все эти причины не имеют никакого значения: магазин все равно должен вернуть деньги за принятый товар.
Возникают у людей, сдавших вещи в комиссионки, и другие проблемы. Некоторые, придя в магазин, видят, что их одежда, висящая в торговом зале, порвана или испачкана. Продавцы обычно в этом случае говорят, что случайно испортили вещь, пока несли со склада. А некоторые, придя в магазин недели через две, обнаруживают, что их одежду еще не вывесили. В обоих этих случаях продавцы несут ответственность, установленную Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами.
Иногда обращаются в Московское общество защиты прав потребителей люди, которые, принеся домой купленную в комиссионке одежду, обнаружили серьезный брак. А в магазине им сказали, что комиссионки обратно проданные вещи не принимают. Однако, по словам юристов Московского общества защиты прав потребителей, комиссионные магазины обязаны принимать бракованные вещи, если брак не был указан при продаже. Правда, практически никому не удается доказать, что одежда была уже продана порванной, а не порвалась дома у покупателя.