О существовании столичной городской дружины сейчас знают практически все. Но мало кто догадывается, что это не маленькая группа единомышленников, а целая армия - 17 тысяч человек. В ближайшие недели депутаты Мосгордумы планируют рассмотреть в третьем чтении проект закона "О Московской городской дружине", в случае принятия которого ее положение упрочится.
На днях корреспондентов "НГ" взяли с собой на дежурство дружинники района "Вешняки". Около шести часов вечера рядом со зданием ОВД "Вешняки" собралась небольшая разновозрастная группа: несколько молодых людей, мужчины лет 50 и одна девушка. Перед выходом на дежурство - инструктаж, который проводит сотрудник милиции: "Все знаете, как службу нести? Как задерживать человека? Ну задерживать вам, наверное, не нужно... Сообщаете сотрудникам, а они уже задерживают. Сейчас основная задача - выявление скинхедов. Мы будем их доставлять сюда, дактилоскопировать и фотографировать".
Дружинники рассаживаются по машинам и едут к конечной станции метро "Выхино", где также находятся три рынка и железнодорожная станция. Скинхедов на площади не видно, поэтому два дружинника и один милиционер идут очищать подземный переход от торговок. "Уходим! Уходим, уважаемые! Сворачиваем торговлю!" - медленно движутся они вдоль стены. Впереди них сквозь толпу с руганью продираются согнанные с насиженных мест торговки. А одна с огромными баулами остается на месте. Ее препровождают в опорный пункт милиции и грозят статьями за незаконную торговлю и продажу контрафактных видеокассет. "Я пятерых детей воспитываю... Для государства воспитываю... Я выживаю..." - вяло защищается она.
Каждый дружинник дежурит как минимум четыре раза в месяц по четыре часа обязательно с сотрудниками милиции. При этом ничего, кроме права на бесплатный проезд на городском транспорте и морального удовлетворения, помощники милиции не получают. А на вопрос, почему пришли в дружину, отвечают: "Как все" или "Я вам потом это объясню". Но один дружинник дал более развернутый ответ: "Меня сагитировала знакомая, которая была закоренелой дружинницей. Здесь компания хорошая, очень много интересных людей. А потом, ведь каждый москвич должен вносить какую-то лепту в то, чтобы спокойно было в городе".
Очистив переход, дружинники и милиционеры встают рядом с ним и начинают проверять документы. Останавливают парня с девушкой, девушка оказывается зарегистрированной по несуществующему адресу. Ее приглашают в опорный пункт, просят выложить на стол зажигалку и сигареты и отправляют за решетку в неосвещаемое помещение, где уже сидит один гость столицы без регистрации. "Надолго?" - спрашивает ее спутник. "На три часа", - отвечают ему, и он уходит.
Дружинникам разрешают проверять документы у людей и задерживать их, но при этом оружие носить им не позволено. "Но если кто-то окажет дружиннику сопротивление или нагрубит ему, когда он находится на дежурстве, то этот человек пострадает по статье УК как за сопротивление сотруднику милиции", - говорит начальник штаба народной дружины Восточного округа Владимир Каверзин.
Прямо на дружинников идут два молодых человека с огромной тележкой. Регистрации у них нет, и их приглашают "пройти". "А тележку куда? Ведь украдут!" - возражает один. "Не украдут. Мы скажем", - отвечают дружинники, и те отправляются в опорный пункт. А из него выходит женщина, задержанная за торговлю пиратскими видеокассетами, и направляется к переходу. "Куда она? Кто ее отпустил?" - забеспокоились стоявшие на улице милиционеры и дружинники, но та уже растворилась в толпе людей. Через какое-то время подъезжает машина из ОВД, и в нее сажают всех задержанных.
Вообще, как сказал корреспонденту "НГ" Владимир Каверзин, дружинников задействуют и для проведения другой работы. "Они участвуют в проверках торговых точек, ходят в неблагополучные семьи беседовать с родителями, сидят в медвытрезвителях и следят там за тем, чтобы не нарушались права людей, - говорит он. - А в Сокольниках есть конная дружина. Наши ребята прогуливаются на лошадях по парку с рациями и следят за тем, чтобы люди не жгли костры и не мыли машины".
Столичные власти считают, что благодаря дружинникам восполняется некомплект личного состава ОВД и что без них порядка было бы меньше. Но есть и другая точка зрения. "Нам нужны нормальные сильные спецслужбы. Придаток этот не нужен - он неэффективен", - сказал корреспонденту "НГ" сотрудник ОВД "Вешняки", пожелавший остаться неназванным.