НЕДАВНО мне на глаза попался странный плакат, призывающий посетить XIX собор православной церкви Божией Матери "Державная". Как православного человека меня сразу заинтересовало несколько вопросов. Во-первых, откуда в России взялась "параллельная" Православная Церковь со своей иерархией и соборами? Во-вторых, что это за нелепые словосочетания встречаются в тексте плаката: "медоустая псалтирь, слезоточивые иконы, мощевые плащаницы, литургия открытого неба и т.п." или в листовке собора: "ждем Вас в небесной горнице, что опустится над Дворцом спорта "Динамо"? В-третьих, сознание любого православного человека наверняка бы смутила и та легкость, с которой устроители собора "торговали" такими сакраментальными понятиями, как "пророк" или "стяжание Святого Духа". Ответ на первый вопрос разрешил и все остальные.
Оказалось, что православная церковь Божией Матери "Державная" - это не что иное, как пресловутый "Богородичный центр" - религиозное движение, о котором много говорили и писали в начале 90-х. Организация сменила несколько названий: она называлась и Церковью Божией Матери "Преображающейся", и "Фондом (или Собором) Новой Святой Руси" и лишь в 1997 году стала именоваться нынешним именем. Вместе со сменой вывески менялись и внутренние установки. Если раньше проповеди главы "Новой Святой Руси" "пророка" Иоанна Береславского были полны матерщины, похабства и угроз (см., например, "Исповедь поколения", 1991 г.), то теперь он говорит лишь о "вышней любви" и "неизреченной радости".
Побывав на "соборе", я увидел и внешние перемены: "литургия открытого неба", представлявшая раньше полную абракадабру, теперь стала походить на литургию Иоанна Златоуста. Правда, сильно искаженную. Непонятные балахоны и католические облачения сменились подобием православных. После "литургии" "пророк" стал зачитывать "откровения Богородицы" (извиняюсь за обилие кавычек). Читая послания, Береславский то понижал тембр, и тогда его было почти не слышно, то, округляя глаза и активно жестикулируя, переходил на крик. Мне невольно вспомнился персонаж новеллы Томаса Манна "У пророка": "Горячечное, донельзя рассерженное Я, одинокое и одержимое манией величия, становилось на цыпочки и обрушивало на мир поток уничтожающих слов, <...> оно вербовало готовое идти на смерь воинство для покорения шара земного, обнародовало указы, ставило свои неумолимые условия; бедности и целомудрия требовало оно и исступленно, с каким-то противоестественным сладострастием вновь и вновь настаивало на обете беспрекословного послушания". Но было заметно, что за эмоциональной силой кроется крайняя скудость содержания.
И в этом нет ничего удивительного, так как "богородичное" вероучение является ярким примером религиозного синкретизма. В нем причудливо переплелись христианские (как православные, так и католические), индуистские, гностические, каббалистические, оккультные и прочие мотивы. Синкретические секты, ярким примером которых, несомненно, является Богородичный центр, обычно паразитируют на различных религиозно-философских системах, подделываясь под них. В данном случае речь идет об очередной подделке под православие. И самое страшное заключается в том, что многие люди, попавшие в секту, купились именно на слово "православие". А между тем "богородичников" даже христианами нельзя назвать. В Символе веры, который "едиными усты и единым сердцем" исповедуют все христиане, Святая Церковь излагает истинное учение о Триедином Боге, имеющем Единую Божественную Природу и Три Лица. Но Береславскому "Пресвятая Троица видится <...> очами Божией Матери" ("Державный катехизис". 1997. С. 75), и поэтому он стирает все границы между Лицами Святой Троицы, исповедуя тем самым ересь XI века - "модализм": "Сын и есть Отец, и Он же - Дух Святой" ("Слово Божией Матери и Господа в России архиепископу Иоанну". Избранное. T. 1. 1997. С. 106, 176). Так что исторические пути христианства и "богородичников" разошлись максимум во II веке. Последующие шаги идеологов Богородичной церкви вполне закономерны: стерев различия между Божественными Лицами, можно стереть различия и между религиями: "Премудрость Божия олицетворяет Себя, как единая Мать всех учителей человечества: Будды, Магомета, Рамы, Зороастра и прочих" ("Державный катехизис". С. 157). Итак, перед нами "православный" вариант New Age. Поэтому не стоит удивляться тому, что на плакатах, вывешенных в фойе Дворца спорта "Динамо", поется гимн славянскому язычеству, являющемуся якобы истинной формой богопочитания.
Конечно, ведь "богородичный" бог - это не евангельский Христос, а какой-то каббалистический эн-соф ("не-нечто") или безликий индуистский брахман - абстракция, фикция. А абстракция в догматике сразу отражается и на молитве: "Когда предмет знания абстрактен, - предупреждает академик Лосев, - а процесс его познания очень жизнен и напряжен, то в силу неудовлетворенности самого предмета образуется бесплодное воспаление и разгорячение этого процесса <...> Это кровяное разжжение вообще характерно для всякого мистического сектантства" ("Очерки античного символизма и мифологии". М., 1993. С. 885). Содержание, как говорится, определяет форму. Поэтому и "литургия" проходит не в храме, а в "небесной горнице над Дворцом спорта "Динамо", поэтому и декоративный "иконостас" на сцене (!) невольно ассоциируется с нарисованным очагом в каморке у папы Карло, поэтому и сам огонь богородичной молитвы кажется каким-то нарисованным. Многие из тех, кто видел литургию "открытого неба" сравнивают ее с дешевым спектаклем. Все это объясняется тем, что "богородичный центр" является продуктом своей эпохи - эпохи постмодернизма, для культуры которого свойственно "играть в жизнь". В то же время любой более или менее чуткий человек обязательно почувствует глубину православной литургии (вспомните хотя бы послов князя Владимира), которая является не "игрой в жизнь", не "воспоминанием Тайной вечери", а способом живого, истинного и искреннего общения с Богом, Источником Жизни!
Когда я выходил из здания Дворца спорта, меня мучил вопрос: долго ли мы еще будем клевать на всякие рекламные уловки? Ведь это же так очевидно, что хороший товар никогда не назовут "чудо-клей", "супернож" или "волшебный крем". И Православная Церковь никогда не будет называть себя "Истинно Православной", "Древлеправославной" или "Православной Церковью Божией Матери "Державная".