Речевые центры мозга: зоны Брока и Вернике.
Источник: Yury Shtyrov, Ekaterina Perikova, Margarita Filippova, Alexander Kirsanov, Evgeny Blagovechtchenski, Olga Shcherbakova. Transcranial direct-current stimulation of core language areas facilitates novel word acquisition // Neurobiology of Learning and Memory,
Volume 216, 2024
Электрическая «таблетка» для памяти
Международная группа исследователей изучила, как электрическая стимуляция мозга влияет на усвоение новых слов. Результаты опубликованы в журнале Neurobiology of Leaning and Memory. Метод транскраниальной электрической стимуляции (ТЭС) основан на воздействии малого постоянного тока на зоны головного мозга. ТЭС – это достаточно простой метод, не требующий дорогостоящего оборудования, к тому же неинвазивный, то есть не предполагающий хирургического вмешательства.
Ученые из НИУ ВШЭ, Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Университета «Сириус» и лондонского Гештальт-центра в сотрудничестве с СПбГУ изучили, как электростимуляция зон Брока и Вернике влияет на усвоение новых слов. Эти две зоны – основные речевые центры мозга. У большинства людей они расположены в левом полушарии. Авторы исследования провели масштабный и сложный по дизайну эксперимент, в котором приняли участие 160 человек.
Испытуемых разделили на пять групп. В одной группе использовали анодную стимуляцию зоны Брока, в другой – анодную стимуляцию зоны Вернике, в третьей и четвертой – катодную стимуляцию зон Брока и Вернике соответственно, а пятая группа была контрольной: для оказавшихся в ней испытуемых имитировали электростимуляцию, но ток не пускали. Стимуляция длилась 15 минут, после чего участники эксперимента должны были запомнить 16 новых слов, точнее так называемых псевдослов, которые были специально смоделированы для эксперимента с опорой на фонетический и ритмический строй русского языка.
Оказалось, что артикуляция действительно способствует лучшему запоминанию: участники точнее и быстрее распознавали слова, которые они произносили вслух на этапе обучения. При этом наибольший эффект имеют анодная стимуляция зоны Брока и катодная стимуляция зоны Вернике. Важно, что отрицательного влияния ТЭС на результаты усвоения новых слов ни в одной из групп обнаружено не было.
![]() |
Передача тепла от холодного резервуара к горячему через связанные осцилляторы с невзаимным взаимодействием. Иллюстрация пресс-службы МФТИ |
Группа ученых из Московского физико-технического института и Объединенного института высоких температур РАН описали природу термодинамических эффектов в невзаимных системах. То есть в таких системах, где из-за неравновесного окружения эффективно нарушается третий Закон Ньютона – действие равно противодействию. Результаты исследования опубликованы в журнале Phisical Review E. «В ходе работы мы установили условия, при которых возникают термодинамические эффекты, недоступные в классическом случае. В частности, мы выяснили, при каких параметрах невзаимные системы могут обеспечивать перенос тепла от более холодной области к более горячей, а также приводить к экспоненциальной локализации высоких температур на границе системы. Результаты работы могут быть использованы для создания микроскопических тепловых машин, а также нового класса сенсоров, основанных на неэрмитовом скин-эффекте», – рассказал один из авторов исследования, научный сотрудник МФТИ и ОИВТ РАН Даниил Колотинский. Как отмечает еще один из авторов, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией неидеальной плазмы ОИВТ РАН и доцент МФТИ Алексей Тимофеев, идея исследования родилась после многолетних наблюдений за упорядоченными плазменно-пылевыми структурами. В этих системах распределение кинетической энергии пылевой компоненты оказывается неравномерным. «Мы считаем, что полученные результаты могут быть применены в экспериментальных и теоретических исследованиях в таких областях, как метаматериалы, активная материя, пылевая плазма, коллоидные системы, стохастическая термодинамика», – добавляет Алексей Тимофеев.
По материалам пресс-службы МФТИ