0
850
Газета Наука и технологии Печатная версия

25.02.2025 18:57:00

Завершается еще один виток эволюции способов хранения данных

Дематериализация носителей информации

Тэги: информационные технологии, носители информации, технологии, эволюция


информационные технологии, носители информации, технологии, эволюция Перспективы дисков Blu-ray после объявления об ограничении их выпуска выглядят неоднозначными. Иллюстрация создана с помощью нейросети Kandinskiy 3.1.

В конце января знаменитый японский бренд – компания Sony подтвердила, что прекратит производство компакт-дисков формата Blu-ray. Произойдет это в феврале 2025 года. В этом же месяце компания намеревалась закрыть свой последний завод по производству дисков Blu-ray. Впрочем, о прекращении выпуска потребительских оптических носителей Sony предупреждала еще летом 2024 года.

Эпоха Sony

Сообщение выглядело пугающим, выводящим из зоны привычного бытового комфорта. Не менее тревожны были и последовавшие комментарии к нему: «Ушла эпоха. Sony официально прекратила выпуск дисков»; «Компания больше не будет производить диски Blu-ray»; «Преемников этих носителей информации уже не будет»; «Конец эры Blu-ray: что мы теряем?»... Действительно – что теряем? Как оказалось – пока мало что.

Уже через несколько дней, заметив «шторм в прессе», Sony Japan подтвердила, что прекратит производство носителей в феврале 2025 года. Но, как заверил представитель бренда, это уведомление относится исключительно к пустым дискам – так называемым «болванкам». «Sony продолжит выпускать фильмы в формате Blu-ray и видеоигры, а это значит, что мы не достигли «конца эры физических носителей», как предполагали некоторые издания. Мы также не можем использовать это уведомление о прекращении производства в качестве отправной точки для слухов о PlayStation 6», – подчеркивается в официальном пресс-релизе компании.

Здесь надо пояснить. Первый прототип Blu-ray-диска появился в 2000 году как преемник DVD и конкурент HD DVD от Toshiba. Покупателям они стали доступны в 2006 году. Японцы смогли заинтересовать своей новинкой киноиндустрию, а также интегрировались в игровой сегмент – PlayStation.

Еще один важный нюанс. Компания Sony никогда не позиционировала Blu-ray как решение для записи видео в США или Европе. Это связано с несколькими факторами: относительная непопулярность DVD-рекордеров на западных рынках, задержка внедрения HDTV и появление в США конкурирующих форматов жестких дисков, таких как DVR. Чего не скажешь про Страну восходящего солнца.

«В Японии принято записывать телепрограммы на диски Blu-ray, и мы продаем пустые диски Blu-ray для этих целей только в Японии. Объектами данного уведомления (о снятии с производства дисков формата Blue-ray. – «НГ-наука») являются эти диски. Никакие другие продукты (записанные диски Blu-ray с нашими телепрограммами/фильмами, продаваемые Sony Pictures, или проигрыватели Blu-ray, продаваемые Sony Corporation и т.д.) не являются объектами данного уведомления», – заверили представители компании.

Так что «эпоха Sony» еще далеко не ушла.

И все-таки история с этой штуковиной, Bluу-ray, – хороший повод обратиться к историко-научной проблеме эволюции техники и технологий. Вообще можно заметить, что если в XIX веке создавали механизмы, в XX – изделия, то в XXI производят штуковины (гаджеты).

Приключения носителей информации

«Термин «штуковина» гораздо лучше и точнее термина «машина», – уверен американский футуролог и писатель Брюс Стерлинг. – Потому что штуковины – это маленькие чудаковатые ма­шинки с очень короткой жизнью. В «изделии» форма определяет­ся функциями. Оно не слишком украшено – это было бы нерацио­нально и неэффективно, так как увеличивает стоимость собираемой на конвейере продукции. Для штуковины функция и является украшением. У штуковины, такой как мобильный телефон или обувь для бега, больше функций, чем пользователь когда-нибудь сумеет изучить, подчинить себе или реально использовать».

Типичный информационный гаджет – компакт-диск + устройство для воспроизведения информации, хранящейся на нем, в его микроскопических бороздках. Генерирование, размножение и копирование информации – это мотор человеческой цивилизации. Можно заметить, что время между изобретением (появлением) информационных гаджетов и их массовым практическим использованием «уплотняется» по экспоненте.

Для такого информационного носителя, как бумага, этот хронологический отрезок составлял больше 1000 лет. Бумагу знали в Китае уже в самом начале новой христианской эры. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь – сначала раб и евнух, а потом – важный чиновник при дворе императора Хэ Ди. В книге историка Фань Е, жившего в V столетии после Р.Х., сохранился рассказ об этом изобретении. «С древнейших времен большинство книг изготовляли из бамбуковых пластинок, – пишет Фань Е. – Были также книги на шелке, которые называли «чжи». Но шелк очень дорог, а бамбук тяжел; они неудобны для изготовления книг. Поэтому Цай Лунь и предложил изготовлять бумагу из древесной коры, конопли, тряпья и старых рыболовных сетей. В первый год периода Юань-син (то есть в 105 г. н.э.) он сделал об этом доклад императору, который высоко оценил его способности. После этого бумагу, изготовленную таким способом, стали широко применять. В Европе первые бумажные мельницы появляются в XIII веке. К 1450 году в одной только Германии выдавали продукцию уже не менее 10 бумажных мельниц», – отмечает известный отечественный историк книгопечатания Евгений Львович Немировский (Изобретение Иоганна Гуттенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. – М.: Наука, 2000. – 659 с.).

Около 100 лет ожидала фотография практической реализации уже установленного принципа – фиксации изображения на светочувствительном материале. Первые опыты со светочувствительностью некоторых веществ в 1727 году провел немецкий философ и натуралист Иоганн Генрих Шульце.

Факсы завоевали планету за 3 (три) месяца, после утверждения в 1968 году международных стандартов на этот вид связи. В 1990-е годы в одних только США рынок факсовых аппаратов составлял около 2 млн штук в год...

Но вот что любопытно. Если посмотреть, сколько времени «живут» эти изобретения, то мы получим как бы зеркальную картину: чем старее изобретение, тем дольше оно живет.

Например, конца применению бумаги, в том числе и для размножения и копирования информации, не видно. Так, в сфере управления советской экономикой ежедневно обращалось около 100 млрд листов документов. А в США в конце 1990-х – начале 2000-х ежегодно тратилось триллион листов бумаги на распечатку данных с персональных компьютеров.

3-10-1480.jpg
Ограничение выпуска Blu-ray-дисков Sony –
это закономерный шаг в условиях снижения
спроса на физические носители. 
Фото Reuters
То же самое – с книгой. Итальянский ученый-медиевист, библиофил и писатель Умберто Эко заметил: «Книга для чтения относится к таким же бессмертным чудесам технологии, что и колесо, нож, ложка, молоток, кастрюля, велосипед. Можно изобретать самые изощренные средства передвижения, но велосипед останется всегда тем же: два колеса, седло и педали. Иначе он называется мотороллером и служит для других целей».

Классический фотографический процесс продержался меньше 200 лет (первый в мире полноценный фотографический отпечаток был сделан в 1837 году). Сейчас классическая фотография на основе химических светочувствительных материалов вытеснена в резервацию для сугубых профессионалов и снобов. Еще в 2004 году американская компания Eastman Kodak, один из крупнейших в мире производителей фотопленки и фотооборудования, сообщила, что прекращает продажу традиционных пленочных фотоаппаратов в США, Канаде и Европе. Причина – экспансия цифровых «мыльниц».

Те же факсы «умерли» еще лет 25 назад; бум использования факс-технологий пришелся на 1980-е годы.

Классическая пишущая машинка («механика») занимает некое промежуточное положение между классической фотографией и факсовым аппаратом по показателю длительности существования данной технологии. В современном ее виде она была запатентована в 1874 году (легендарная модель Sholes & Gliddon фирмы E. Remington & Sons; цена – 125 долл.). В 1950-е годы в одних только США их продавалось по 12 млн штук в год... В 2009 году во всем мире было продано лишь около 400 тыс. механических пишущих машинок. Причина – не выдержали конкуренции с компьютерами и принтерами. А в апреле 2011 года в индийском городе Мумбаи закрылась фабрика Godrej and Boyce – последняя в мире по производству пишущих машинок.

Еще меньше времени научно-технический прогресс отмерил знаменитому «полароиду» – технологии моментальной фотографии. Первые фотокамеры Polaroid появились в 1948 году. Пик популярности «полароидов» пришелся на 1991 год: тогда объемы продаж фотокамер и бумаги для изготовления моментальных снимков составили около 3 млрд долл. Но уже в 2008-м было прекращено производство кассет для этой технологии.

В 2005 году забили тревогу производители магнитофонных компакт-кассет. «Альбомы на кассетах выпускаются значительно реже и продаются значительно меньше, чем во время пика их популярности в 1989 году, когда в Великобритании продавалось 83 млн копий, – приводит агентство BBC слова Мэтта Филипса, сотрудник British Phonographic Industry. – В 2004 году было продано всего около 900 тыс. Очевидно, что объем продаж быстро сокращается».

Инженеры голландского электронного концерна Philips придумали компакт-кассету в 60-х. Тогда на рынке царили винил и катушечные магнитофоны, но уже к середине 80-х 54% музыки в мире продавалось на кассетах. Это был триумф! Но появившийся аудиоформат МР3 и скачивание оцифрованной музыки из интернета быстро добили этот гаджет. В начале 2005 года самое крупное предприятие в США по производству компакт-кассет прекратило их выпуск.

Впрочем, в конце нулевых в Турции, например, продавалось 88 млн магнитофонных кассет в год, в Индии – 80 млн. В этих странах на кассетах слушали 50% всей музыки. А в Саудовской Аравии – 70%. Прежде всего потому, как считал директор отдела исследований Международной федерации звукозаписывающей индустрии Кит Джоплин, что «CD-плееры до сих пор не проникли на 100% на эти рынки». Но очевидно, что решение этой проблемы было только вопросом времени.

Крутятся диски

CD-диски – это тоже изобретение голландцев, все того же Philips, и японской Sony (азиаты отвечали в основном за миниатюризацию CD-приводов). И не такое уж давнее изобретение. Первый компакт-диск вышел из-под пресса в августе 1982 года. И записана на нем была Альпийская симфония Штрауса в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна.

Однако уже в 2008 году появились признаки того, что «бессмертные» и суперфункциональные CD тоже не навсегда. Корпорация SanDisk предложила музыкальный носитель slotMusic. Он позиционировался как замена компакт-дисков. Предполагалось, что музыка на slotMusic не будет защищена от копирования. Носитель slotMusic – это карта памяти SanDisk Micro SD объемом до гигабайта, на которую записана музыка в формате MP3 и битрейтом 320 килобит в секунду. Ее могли бы проигрывать самые разные устройства, включая мобильники, MP3- и видеоплееры. Мало того, формат сразу же поддержали крупнейшие музыкальные лейблы: EMI Music, Sony BMG, Warner Music Group и Universal Music Group. Кто-то сейчас помнит про slotMusic?..

В общем, попыток «похоронить» CD в разных вариантах этого формата было предпринято немало. Все это, конечно, не могло не сказаться на популярности CD как носителя информации. Скажем, в 2009 году в США было продано 373,9 млн аудиодисков, что на 12,7% меньше, чем в 2008-м. За десятилетие с 2000 года рынок аудиодисков упал более чем на 50%.

Основным фактором падения интереса к CD аналитики компании Nielsen SoundScan называли развитие онлайн-торговли музыкой, интернет-пиратство, рост популярности других видов развлечений, в частности видеоигр. Рост легальных онлайн-продаж музыкальных треков в 2009 году составил 8,3% (более миллиарда треков), притом что в 2008-м этот рынок рос на 27%, а в 2007-м – на 45%. Целые альбомы в интернете купили 76,4 млн раз (рост на 16,1% по сравнению с ростом на 32% в 2008-м, на 53% – в 2007-м).

В 2009 году в Южной Корее музыкальные файлы в формате MP3 уже стали основным музыкальным носителем: на них приходилось 56% местного рынка. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI) так оценивала перспективы MP3-файлов в других регионах. Продажи в США и в остальном мире росли в стабильном темпе начиная с 2004 года. В конце 2008-го на долю MP3 приходилось 36% американского рынка и 20% – мирового. При этом в Европе цифровые продажи музыки составляют только 11% рынка. Традиционный консерватизм Европы сказался и в этой области.

Ключевое слово здесь – «рынок». По-существу, именно рыночные факторы – это аналог мутагенных факторов внешней среды в эволюции биологических объектов. В данном случае мы имеем дело с информационными объектами или, точнее, с объектами из цифрового мира. (Кстати, человеческий фактор тоже можно рассматривать как мутаген по отношению к разрабатываемым сейчас системам искусственного интеллекта.)

Очень похожая ситуация складывалась в начале 2010-х и на рынке дисков формата DVD. Опять замелькали статьи в СМИ с апокалиптическими заголовками – «DVD грозит полное исчезновение: физические носители информации устаревают». И это – глобальное явление. Так, по данным компании Synovate Comcon, в 2008 году у 45,4% российских семей были стационарные DVD-плееры, а в 2010-м они остались только у 37,4%.

Главными конкурентами DVD называли новые тогда видеоформаты – HD DVD и… Blu-ray. По данным Digital Entertainment Group, в американских семьях за 2010 год число проигрывателей Blu-ray выросло на 62% – до 27,5 млн.

«Please try again later»

Подведем некоторые итоги. Очевидно – промежуточные.

Историческая закономерность смены физических носителей информации связана с развитием технологий, потребностями общества в хранении, передаче и обработке данных и, конечно, с увеличением объемов информации. Каждый новый носитель информации, как правило, позволял хранить больше данных, чем предыдущий. Например: камень, глина, папирус → пергамент → бумага → магнитные ленты → жесткие диски → SSD...

Современный этап – переход к облачным технологиям, когда информация хранится на удаленных серверах, а не на физических носителях у пользователя. Этот процесс тесно связан с научно-техническим прогрессом и изменением потребностей общества. В будущем, вероятно, продолжится развитие в сторону дематериализации и использования новых технологий, таких как квантовые носители или биологические системы хранения данных.

Перспективы дисков Blu-ray после объявления Sony об ограничении их выпуска выглядят неоднозначными. Понятно, что это решение отражает общие тенденции на рынке физических носителей информации, которые постепенно уступают место облачным технологиям. Потребители все чаще предпочитают стриминговые сервисы (Netflix, Disney+, Spotify) и цифровые загрузки (iTunes, Steam) вместо физических носителей. Цифровые форматы позволяют мгновенно получать доступ к контенту без необходимости хранения дисков.

Ограничение выпуска Blu-ray-дисков Sony – это закономерный шаг в условиях снижения спроса на физические носители. Ближайшее будущее – нишевое использование формата Blu-ray. Он остается популярным среди коллекционеров, ценителей высококачественного видео и аудио, особенно для коллекционных изданий фильмов с дополнительными материалами.

Другая ниша для «Синего луча» – архивация информации. Некоторые пользователи и организации продолжают использовать Blu-ray для долгосрочного хранения данных, так как диски обладают высокой емкостью (до 100 Гб) и устойчивостью к повреждениям. К тому же и эволюция внутри этого формата не остановилась: например, Ultra HD Blu-ray предлагает лучшее качество (хотя, казалось бы, куда уж лучше, чем уже существующий Blu-ray). Впрочем, перспективы спроса на диски Ultra HD Blu-ray тоже весьма туманны.

Наконец, есть еще игры для консолей: хотя Sony активно продвигает цифровые версии игр для PlayStation, физические диски с играми все еще пользуются спросом у части аудитории…

Как бы там ни было, sic transit gloria mundi, таким образом, заканчивает свой жизненный цикл не просто очередной носитель информации – медленно, с арьергардными боями переходит в разряд музейных экспонатов один из символов информационных технологий ХХI века.

Однако надо учитывать психологические аспекты – человеку всегда приятнее и психологически комфортнее иметь, трогать, щупать, осматривать материальный носитель информации. Точно так же для многих людей психологически некомфортно зависеть от облачного хранилища, которое может стать недоступным в любой момент. Кто не сталкивался, например, с таким сообщением при обращении в «облако»: «The server is busy. Please try again later». 


Читайте также


Заговор алгоритмов. Может быть, разум – это вообще очень нетривиальная ошибка

Заговор алгоритмов. Может быть, разум – это вообще очень нетривиальная ошибка

Виталий Антропов

0
906
Продолжатели дела Гефеста

Продолжатели дела Гефеста

Валерий Агеев

Технологии сварки позволяют создавать уникальные летательные аппараты

0
575
Луч света в квантовом царстве

Луч света в квантовом царстве

Евгений Стрелков

Оптический спектакль, который способен порождать новые миры

0
455
Искусственный интеллект и естественная биология

Искусственный интеллект и естественная биология

Игорь Лалаянц

Точное предсказание изменения формы укладки биомолекул под силу только нейросетям

0
444

Другие новости