![]() |
Памятная марка, посвященная Н.И. Лобачевскому. Почта СССР, 1951 |
26
1826 – русский математик Николай Иванович Лобачевский, работавший в Казанском университете, прочитал 26 февраля доклад «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных линиях», содержащий основы неевклидовой геометрии (11 февраля по старому стилю).
1944 – академик Сергей Вавилов отмечает в дневнике: «Академия наук. На кормежке в Доме ученых. Леон Орбели с лампасами, опустошенной усталой головой и с полным безразличием и наведенным величием. Академик «несмотря ни на что». И.В. Курчатов – директор мистической лаборатории № 2 с отрощенной для внушения большего уважения бородой, как у рыночного фокусника. Похабный, нахальный белорусский академик Акулов. Ни жизни, ни науки, чиновники от науки».
27
1928 – принят проект «Положения», определяющего объем, разграничение и согласование задач и работ научно-исследовательских учреждений Наркомпроса и других наркоматов РСФСР. В учреждениях Наркомпроса сосредоточивались следующие научные работы: «1. Работы теоретического и методологического характера. 2. Из работ научно-практического характера: а) работы, непосредственно вытекающие из ведущихся учреждениями НКП (Народного комиссариата просвещения. – «НГН») теоретических и методологических работ; б) работы по особым поручениям ведомств и хозорганов». В учреждениях других ведомств сосредоточивались: «1. Работы научно-практического характера, связанные с отраслями техники, хозяйства и здравоохранения, которые в этих ведомствах сосредоточены. 2. Работы теоретического и методологического характера, необходимые для обоснования проведенных учреждениями ведомств научно-практических работ».
28
1927 – выпущен Циркуляр Высшего совета народного хозяйства (правительства) СССР правлениям государственных предприятий общесоюзного значения и ВСНХ союзных республик о необходимости более полного использования в промышленности достижений научно-технических учреждений Научно-технического управления (НТУ). В нем, в частности, отмечалось: «За девять лет существования советской власти в Научно-техническом управлении сформировался, вырос и окреп целый ряд мощных научно-исследовательских институтов, ведущих широкую изыскательскую работу и обслуживающих нашу промышленность. Необходимо обеспечить скорейшее применение в практике производства всех достижений этих учреждений НТУ. Научно-технический фонд, накопленный в наших институтах, лабораториях, испытательных станциях, должен быть во что бы то ни стало использован в нашей промышленности».
2 марта 1936 – в аналитической записке заведующего отделом науки при Московском горкоме ВКП(б) Э.Я. Кольмана И.В. Сталину «О положении научно-исследовательского и изобретательского дела» предлагалось ввести в практику регулярное заслушивание докладов отраслевых институтов о научных открытиях и изобретениях в академических институтах.
Март
4
1931 – из протокола заседания Президиума Академии наук СССР о создании комиссии по проверке отчетных работ аспирантов: «...6. Доложено об организации при Комитете по кадрам комиссии по проверке отчетных работ аспирантов АН. Постановлено: 1) представителем от президиума избрать в назначенную комиссию ак. С.А. Зернова и заместителем его ак. Н.И. Вавилова; 2) указать на желательность привлечения к участию в работах этой комиссии большего числа действительных членов АН и членов президиума; 3) предложить комиссии по окончании своих работ сделать в президиуме общий отчетный доклад о работе аспирантов, обратив особое внимание на необходимость рационализации работы аспирантов; 4) считать необходимым поставить доклад по основным вопросам работы аспирантов в апрельской сессии АН».
5
1919 – принято Положение о Петроградском отделении Научно-технического отдела ВСНХ: «1. Петроградское отделение Научно-технического отдела ВСНХ состоит при Северохозяйстве и является вспомогательным и исполнительным органом НТО ВСНХ, выполняющим его задачи и действующим в пределах его общих постановлений и директив. 2. Средства на покрытие расходов Петроградского отделения НТО отпускаются по смете НТО ВСНХ».
10
1931 – из протокола заседания Ученого комитета о работе Академии наук за 1930 год и плане ее деятельности на 1931 год. «…Постановили: 1. Заслушав доклад тов. Волгина В.П. о реорганизации АН СССР, одобрить меры, принятые АН в целях этой реорганизации, а также в целях приближения работы АН к задачам и потребностям социалистического строительства и в целях расширения марксистских научных кадров. 2. Отмечая значительный перелом в работе АН, предложить АН усилить работу по планированию своей научной деятельности, закончив ее по возможности в ближайшее время. О последующем довести до сведения Ученого комитета. 3. Признавая необходимым ускорить передачу Фондовой биржи АН СССР, снова войти в Секретариат ЦИК СССР на предмет устранения систематически чинимых в этом направлении препятствий. 4. Признать необходимым увеличение кредитов на 1932 год в размере, обеспечивающем потребности АН, в частности, для расширения ее экспедиционной работы и для капитального строительства, поскольку оно будет признано нужным. 7. Просить соответствующие органы усилить состав научных работников Академии наук СССР коммунистами».
11
1932 – академик Владимир Комаров, председатель академической Комиссии по базам Ан СССР, отправил в Президиум Академии наук записку об организации базы в Алма-Ате: «Комиссия по базам АН СССР просит разрешить открытие в 1932 году базы АН в Алма-Ате в составе отделов: Биологического, Песчано-пустынного и Геофизического – и утвердить ее в системе учреждений АН».
12
1940 – находясь в Кремлевской больнице с воспалением легких, академик Сергей Вавилов записывает в своем дневнике: «На днях, рассматривая на рентгеновском экране мои кишки и прочее, один врач выразился: «Да у него вообще стиль готический». Вполне правильно – и не только в отношении скелета, кишечника и общей конституции, но и гораздо глубже. Средние века, Фауст, разноцветные витражи, алхимические бредни, «жил на свете рыцарь бедный» все это есть. Верно, стиль готический. И вот этому стилю такой безжалостный диссонанс обстановки больницы материализм как факт. Материализм как философия, в нем столько же романтизма и готики, сколько и в идеализме. Но материализм уколов, горшков, мочи – обращаешься в камень, стул. Отсюда и настроение».