Цифровая кафедра ПИМУ. Фото пресс-службы ПИМУ
Раскрытие научно-исследовательского потенциала ученых во многом зависит от среды, в которой они получают образование и трудятся. Качественное оборудование, опытные руководители и наставники, увлеченный коллектив, интересная и востребованная работа – мечта любого исследователя. По новому национальному проекту «Молодежь и дети» активные и амбициозные высшие учебные заведения могут получить поддержку и создавать такие комфортные условия.
Вузы с первых курсов обучения вовлекают целеустремленных студентов в научную деятельность и обеспечивают их бесшовный переход на штатные кадровые позиции для полноценной профессиональной реализации. Студенты могут участвовать в создании новых технологических решений по программе «Приоритет-2030», которая вошла в состав нового нацпроекта «Молодежь и дети». Вузы получают гранты на развитие – повышение научно-образовательного потенциала, в том числе за счет внедрения новых программ, способствующих получению студентами востребованных специальностей. В прошлом году гранты по программе «Приоритет-2030» получили 118 вузов из 50 регионов России.
В Нижегородской области уже есть примеры успешной реализации предоставленных возможностей. Так, сотрудники и студенты одного из нижегородских вузов-участников программы «Приоритет-2030» – Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) – по программе создают разработки на стыке здравоохранения и цифровых технологий. В числе таких решений – приложение «Про родинки», цифровой «Медицинский атлас», платформа «Будущий врач», портал для дистанционной физической реабилитации, программа для диагностики эмоционального состояния подростков.
«Медицинский атлас» – это приложение, которое задумано как учебный инструмент для использования на занятиях в медицинских учебных учреждениях. Оно может быть полезно не только студентам, ординаторам и аспирантам, но и уже практикующим врачам. В приложение загружено подробное описание более 2 тыс. медицинских случаев, начиная от паразитологии, патологической анатомии и гистологии, заканчивая лучевой диагностикой, электрокардиографией и картами распространения эпидемий.
Врачи-эксперты отобрали для приложения как самые показательные клинические примеры, так и информацию о редчайших заболеваниях. В атласе можно узнать, какие показатели организма в пределах нормы, а какие требуют медицинского внимания. Есть кейсы с описаниями патологий, заключения врачей (все данные анонимны), а в качестве наглядного материала – высококачественные изображения с разметкой и подробным описанием. Это могут быть рентгеновские снимки, снимки с аппаратов магнитно-резонансной томографии, фото патологоанатомических и гистологического препаратов, цифровые электрокардиограммы и другие изображения медицинского характера.
«Наша разработка позволит добиться улучшения качества медицинского образования, ведь не все вузы имеют полные наборы высококачественных изображений по всем разделам медицинских знаний», – сказала руководитель «Цифровой кафедры» ПИМУ, заведующая кафедрой информационных технологий Анна Баврина. По ее словам, «Медицинский атлас» на данный момент является самым полным собранием медицинских изображений в России.
Преподаватели могут использовать приложение на занятиях, например показывать студентам на экранах компьютеров, планшетов, смартфонов многократно увеличенные изображения различных микроорганизмов, попутно рассказывая о видимых структурах. Модуль для тестирования позволит проверить знания – для каждого кейса имеются контрольные вопросы. Приложение доступно не только на русском, но и на английском языке, что важно для вузов, где обучаются иностранные студенты.
Один из разделов приложения – интерактивная карта эпидемий. Подразумевается, что врачи-инфекционисты и эпидемиологи, пользующиеся приложением, будут пополнять карту данными о конкретных населенных пунктах, что поможет контролировать распространение заболеваний.
Значимую роль в разработке приложения сыграли студенты ПИМУ. «Не зря мы учим языку SQL и базам данных студентов, потому что именно они занимались разработкой архитектуры баз данных и их наполнением. Это была большая работа», – отметила Анна Баврина.