В 1969 году вертолет В-12 поднял груз в 44 205 килограммов на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Фото автора
На сегодняшний день более 8 тыс. вертолетов российского производства эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Холдинг «Вертолеты России» занимает 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%. При этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга составляет 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 т).
И все они были разработаны в ОКБ, основанном Михаилом Леонтьевичем Милем, советским конструктором вертолетов, доктором технических наук, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. 22 ноября исполнилось 115 лет со дня его рождения.
О Михаиле Леонтьевиче написано много. Но нагляднее всего о нем как о человеке и конструкторе говорят его вещи, фотографии, документы. И картины, написанные его рукой. Все это можно увидеть в музее Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля в подмосковном Томилине. Кстати, интересна и сама история создания музея.
Он начинался с музея-кабинета М.Л. Миля в Москве на 1-й Рыбинской улице в Сокольниках, где с 1951 по 2011 год располагалось само предприятие. В 1970 году, после ухода из жизни конструктора, в рабочем кабинете М.Л. Миля был открыт его мемориальный музей. Создавали музей однокашник и соратник М.Л. Миля Михаил Александрович Захаров и Александра Степановна Бабушкина, заведовавшая музеем более 20 лет. Сейчас директором музея является дочь конструктора, Надежда Михайловна Миль.
В музее можно видеть личные вещи М.Л. Миля, мебель из его рабочего и домашнего кабинетов. Все эти предметы хранят черты личности великого конструктора. Но, кроме того, Музей МВЗ им. М.Л. Миля хранит обширный архив документов, неизданных научных трудов завода с грифом «Для служебного пользования». Эти наработки не потеряли актуальности и в наши дни, они могут быть применены при создании агрегатов вертолета с использованием новых технологических материалов.
М.Л. Миль и его соратники создали научно-практическую школу проектирования вертолетов («милевская школа»). Это сумма знаний о вертолете как о наисложнейшем летательном аппарате, когда-либо созданном человеком. Только часть этих знаний удается формализовать и хранить в виде монографий и других научных трудов. Основная доля их относится к категории «ноу-хау», носителем которых является творческий коллектив, созданный М.Л. Милем. Это уникальное так называемое милевское ноу-хау
передается от одного поколения учеников и последователей школы М.Л. Миля другому. И происходит это, как правило, только непосредственно в процессе создания вертолетов.
При проектировании новых вертолетов конструкторами глубоко прорабатывалась концепция их применения. Это предопределяло успех эксплуатации вертолетной техники. Непрерывное усовершенствование, устранение дефектов, выявленных в процессе, – вот фирменный стиль работы ОКБ Московского вертолетного завода.
В музее представлены рисунки, технические отчеты, чертежи вертолетов, модели, на которых отрабатывались элементы компоновки будущего вертолета. Эти материалы позволяют представить ход развития конструкторской мысли при проектировании такой сложной техники.
О международном признании милевских вертолетов свидетельствуют награды мирового уровня: диплом FAI – Международной авиационной федерации: «Коллективу Московского вертолетного завода, создавшему вертолеты марки «Ми», получившие мировое признание, 1977 г.»; два приза Игоря Сикорского, присужденные М.Л. Милю и его соратникам «За выдающиеся достижения в проектировании вертолетов, выраженные в установлении мировых рекордов вертолета Ми-6 (1961) и вертолета В-12 (1969)».
Визитной карточкой МВЗ уже несколько лет является памятник лучшему в мире среднему вертолету Ми-8. Его хорошо видно из проходящих электричек. Но сначала посетителей встречает натурная геликоптерная установка (НГУ), ставшая когда-то прототипом для отработки первого отечественного вертолета Ми-1. За ней – огромный В-12, самый большой когда-либо летавший вертолет в мире.
6 августа 1969 года В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Всего было выпущено два таких вертолета, и оба сохранились: первый находится непосредственно на заводе, второй – в музее в Монино.
А начиналась коллекция с первого серийного вертолета Ми-1. В 90-е годы работники летной станции самостоятельно отыскали и отреставрировали его в свободное от работы время. Вертолет Ми-26 ОП-1 – первый экземпляр ныне самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26, серийный выпуск которого продолжается до сих пор.
Рядом с Ми-26 стоит первенец тяжелого вертолетостроения – вертолет Ми-6 серийного производства. Гражданский Ми-8Т – самая распространенная версия этого легендарного вертолета. Три боевых вертолета Ми-24 серийного производства.
Многие машины уникальны. Например, Ми-28 – это один из самых первых аппаратов, еще с трехлопастным рулевым винтом. Ми-26 в защитной окраске оснащен выносной кабиной оператора внешней подвески.
В 1990 году один Ми-26Т был переоборудован ростовским филиалом МВЗ им. М.Л. Миля в дальний противолодочный вертолет Ми-26НЕФ-М для перевозки на внешней подвеске гидроакустической станции поиска и обнаружения субмарин. Единственный вертолет, имеющий электродистанционную систему управления, внешнюю подвеску с гидравлическим захватом и боковой кабиной пилота-оператора.