0
701
Газета Наука и технологии Печатная версия

21.01.2025 18:34:00

Неизданные научные труды Михаила Миля с грифом «ДСП» не потеряли своей актуальности

Коллекция винтокрылых уникумов

Тэги: техника, технология, авиация, вертолеты, миль


техника, технология, авиация, вертолеты, миль В 1969 году вертолет В-12 поднял груз в 44 205 килограммов на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Фото автора

На сегодняшний день более 8 тыс. вертолетов российского производства эксплуатируется более чем в 100 странах мира. Холдинг «Вертолеты России» занимает 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%. При этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга составляет 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 т).

И все они были разработаны в ОКБ, основанном Михаилом Леонтьевичем Милем, советским конструктором вертолетов, доктором технических наук, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. 22 ноября исполнилось 115 лет со дня его рождения.

О Михаиле Леонтьевиче написано много. Но нагляднее всего о нем как о человеке и конструкторе говорят его вещи, фотографии, документы. И картины, написанные его рукой. Все это можно увидеть в музее Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля в подмосковном Томилине. Кстати, интересна и сама история создания музея.

Он начинался с музея-кабинета М.Л. Миля в Москве на 1-й Рыбинской улице в Сокольниках, где с 1951 по 2011 год располагалось само предприятие. В 1970 году, после ухода из жизни конструктора, в рабочем кабинете М.Л. Миля был открыт его мемориальный музей. Создавали музей однокашник и соратник М.Л. Миля Михаил Александрович Захаров и Александра Степановна Бабушкина, заведовавшая музеем более 20 лет. Сейчас директором музея является дочь конструктора, Надежда Михайловна Миль.

В музее можно видеть личные вещи М.Л. Миля, мебель из его рабочего и домашнего кабинетов. Все эти предметы хранят черты личности великого конструктора. Но, кроме того, Музей МВЗ им. М.Л. Миля хранит обширный архив документов, неизданных научных трудов завода с грифом «Для служебного пользования». Эти наработки не потеряли актуальности и в наши дни, они могут быть применены при создании агрегатов вертолета с использованием новых технологических материалов.

М.Л. Миль и его соратники создали научно-практическую школу проектирования вертолетов («милевская школа»). Это сумма знаний о вертолете как о наисложнейшем летательном аппарате, когда-либо созданном человеком. Только часть этих знаний удается формализовать и хранить в виде монографий и других научных трудов. Основная доля их относится к категории «ноу-хау», носителем которых является творческий коллектив, созданный М.Л. Милем. Это уникальное так называемое милевское ноу-хау

передается от одного поколения учеников и последователей школы М.Л. Миля другому. И происходит это, как правило, только непосредственно в процессе создания вертолетов.

При проектировании новых вертолетов конструкторами глубоко прорабатывалась концепция их применения. Это предопределяло успех эксплуатации вертолетной техники. Непрерывное усовершенствование, устранение дефектов, выявленных в процессе, – вот фирменный стиль работы ОКБ Московского вертолетного завода.

В музее представлены рисунки, технические отчеты, чертежи вертолетов, модели, на которых отрабатывались элементы компоновки будущего вертолета. Эти материалы позволяют представить ход развития конструкторской мысли при проектировании такой сложной техники.

О международном признании милевских вертолетов свидетельствуют награды мирового уровня: диплом FAI – Международной авиационной федерации: «Коллективу Московского вертолетного завода, создавшему вертолеты марки «Ми», получившие мировое признание, 1977 г.»; два приза Игоря Сикорского, присужденные М.Л. Милю и его соратникам «За выдающиеся достижения в проектировании вертолетов, выраженные в установлении мировых рекордов вертолета Ми-6 (1961) и вертолета В-12 (1969)».

Визитной карточкой МВЗ уже несколько лет является памятник лучшему в мире среднему вертолету Ми-8. Его хорошо видно из проходящих электричек. Но сначала посетителей встречает натурная геликоптерная установка (НГУ), ставшая когда-то прототипом для отработки первого отечественного вертолета Ми-1. За ней – огромный В-12, самый большой когда-либо летавший вертолет в мире.

6 августа 1969 года В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Всего было выпущено два таких вертолета, и оба сохранились: первый находится непосредственно на заводе, второй – в музее в Монино.

А начиналась коллекция с первого серийного вертолета Ми-1. В 90-е годы работники летной станции самостоятельно отыскали и отреставрировали его в свободное от работы время. Вертолет Ми-26 ОП-1 – первый экземпляр ныне самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26, серийный выпуск которого продолжается до сих пор.

Рядом с Ми-26 стоит первенец тяжелого вертолетостроения – вертолет Ми-6 серийного производства. Гражданский Ми-8Т – самая распространенная версия этого легендарного вертолета. Три боевых вертолета Ми-24 серийного производства.

Многие машины уникальны. Например, Ми-28 – это один из самых первых аппаратов, еще с трехлопастным рулевым винтом. Ми-26 в защитной окраске оснащен выносной кабиной оператора внешней подвески.

В 1990 году один Ми-26Т был переоборудован ростовским филиалом МВЗ им. М.Л. Миля в дальний противолодочный вертолет Ми-26НЕФ-М для перевозки на внешней подвеске гидроакустической станции поиска и обнаружения субмарин. Единственный вертолет, имеющий электродистанционную систему управления, внешнюю подвеску с гидравлическим захватом и боковой кабиной пилота-оператора. 


Читайте также


Как противостоять коррозии

Как противостоять коррозии

Регина Белякова

В МЭИ разработали технологию увеличения ресурса энергетического оборудования

0
1133
Зюганова-младшего прикрывает старая партийная гвардия

Зюганова-младшего прикрывает старая партийная гвардия

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В московском горкоме КПРФ появился особый секретарь по информационным технологиям

0
3487
Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков. Си усиливает «китаизацию и осовременивание» марксизма и разрешает иностранцам владеть больницами

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 02.12.24.

0
32453
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
33060

Другие новости