0
569
Газета Наука и технологии Печатная версия

21.01.2025 18:48:00

Долгая, недобрая память

Пластичность нейронных сетей мозга кажется безграничной

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: биология, анатомия, мозг


биология, анатомия, мозг Очаги активности, определяющей самооценку человека. Иллюстрация Physorg

Иллинойский университет в г. Урбана-Шампань предложил «био-инспирированный» дизайн ДНК, получивший название наногриппер (от англ. gripper – захват). Дело в том, что этот «био-инспирированный» дизайн ДНК способен чувствовать и ухватывать наноструктуры. Отчет об этой работе опубликован в журнале Science Robotics. Помимо всего прочего это свидетельствует о возможности использовать гибкие свойства спиралей ДНК для создания нанороботов. В Иллинойсе с помощью одного из них удалось блокировать вхождение (entry) вируса SARS-CoV-2 в живую клетку.

Хорошо известным регулятором генной активности является протеин нервной клетки (Npas), который участвует в образовании гибридных петель РНК и ДНК. Они, эти петли, способствуют активности транскрипционного комплекса белков, пишет журнал Science. Интерес авторов статьи к протеину связан с тем, что его ген активируется в условиях переносимого стресса, определяющего поведение человека и животных, а также пластичность нейронов и их сетей. В том числе и «памятных», работа которых может нарушаться в результате развития нейродегенеративных заболеваний, например болезни Альцгеймера.

Есть и редкие обратные примеры. Зигмунд Фрейд писал, что люди склонны забывать негативное. Но советский нейропсихолог Александр Лурия описал случай уникальной патологии: его пациент помнил буквально все. То есть абсолютно все…

«Книга о человеке с удивительными способностями – Соломоне Вениаминовиче Ш. (1892–1958). Психологи за 30 лет обследования этого человека так и не смогли найти верхних границ его памяти. Ему не важно было, сколько надо запомнить, главное – подходящая скорость подачи сведений. Он мог в точности воспроизвести любой день и час своей жизни», – отмечалось в издательской аннотации к книге «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)».

Сам Александр Романович так описывал свое знакомство с мнемонистом: «Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его − и затем в точном порядке повторял предложенный материал. Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, − это не вызывало никаких затруднений. Ш. не нужно было никакого заучивания, и, если я предъявлял ему ряд слов или чисел, медленно и раздельно читая их, он внимательно вслушивался, иногда обращался с просьбой остановиться или сказать слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли он услышал слово, переспрашивал его. Опыт показал, что с такой же легкостью он мог воспроизводить длинный ряд и в обратном порядке − от конца к началу; он мог легко сказать, какое слово следует за каким и какое слово было в ряду перед названным. Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2–3 секунды, и последующее воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений. Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ. Оказалось, что память Ш. не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов».

С чем-то подобным столкнулся один из исследователей, к которому обратилась 34-летняя Джил Прайс, которую некоторые называли «календарем», потому что она тоже помнила все. Джил в лаборатории рассказывала, что случилось с нею в день, который ей называли, случайным образом открыв книгу «День за днем, 20-й век» (20th Century Day by Day). «Это сводит меня с ума», – признавалась Прайс.

Несколько лет назад журнал «Труды АН США» (PNAS) представил данные об интерференции математики и памяти в мозге, выявленной в Стэнфорде. Ученые регистрировали очаги аномальной активности мозга, приводящей к эпилептическим судорогам. При этом выяснилось, что связанная с памятью активность заднего отдела коры на срединной-медиальной поверхности полушария (PMC – Posterior Medial Cortex) «отключается» при решении простой арифметической задачки 67 + 8 = 75. Вернее, речь шла о смешивании двух модальностей, приводящем к «заблюриванию» активности, связанной с памятью.

В статье в издании Science daily авторы этого исследования отмечают, что пошли на использование инвазивных электродов, не меняющих уровень сознания пациентов, в связи с тем что их не удовлетворяло разрешение функционального МРТ-томографа. Они обращали внимание коллег на то, что мозговой кровоток, регистрируемый фМРТ, меняется быстро, поэтому разрешение прибора и не могло их удовлетворить.

Иное дело сегодня, когда благодаря компьютерам разрешение фМРТ намного выше, что позволило нейробиологам Орегонского университета в г. Юджин выявить очаг самооценки здоровых людей. Авторы объясняют методологию исследования в журнале Communications Psychology. Они обследовали в общей сложности 197 человек, подтвердив наличие мощного очага нервной активности в том же РМС и уточнив, что это задний отдел эмоциональной поясной-цингулярной извилины (от лат. cingulum – кожаный пояс римского легионера). Она идет на срединной-медиальной поверхности вдоль мозолистого тела, образуемого миллиардами нервных отростков, соединяющих оба полушария. Помимо этого авторы выделили еще два локуса активности. 


Читайте также


Вспомнить все, чтобы забыть

Вспомнить все, чтобы забыть

Александр Винничук

Есть ли способ посмотреть на процесс сознания со стороны и приклеить к нему ярлык «Я»

0
695
Новости науки. Российские учение опровергли известную в математике гипотезу о двухъярусной кровати

Новости науки. Российские учение опровергли известную в математике гипотезу о двухъярусной кровати

0
364
Чему и как учить детей в мире нейросетей

Чему и как учить детей в мире нейросетей

Елена Герасимова

Интернет-мир ставит перед системой образования экзистенциальные вопросы

0
18011
Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Виталий Антропов

Как Вселенная экспериментирует с мыслящей материей

0
30966

Другие новости