Газета Наука Печатная версия

02.10.2024 19:23:00

Экспедиция "Роснефти" собрала уникальные данные о птицах Таймыра

Корпоративная программа "Тамура" позволяет получить больше сведений о фауне Арктики

Тэги: роснефть, нпучная экспедиция, таймыр, арктика, фауна, программа тамура

роснефть, нпучная экспедиция, таймыр, арктика, фауна, программа тамура Особое внимание исследователи уделяли краснокнижной краснозобой казарке. Фото с сайта www.rosneft.ru

Участники научной экспедиции, организованной компанией «Роснефть» на Таймыре, собрали важные сведения об обитающих в регионе птицах, уточнив численность их популяций и пути миграции. Специалисты выполнили огромный объем работы – протяженность авиамаршрутов превысила 4000 км, орнитологи сделали десятки тысяч фотографий, которые позволят понять, где гнездуются и как мигрируют птицы.

На Таймыре завершилась экспедиция, в рамках которой ученые проводили комплексные авиаобследования внутренней дельты Енисея, а также крупных островов Енисейского залива. Особое внимание исследователи уделяли прежде всего краснокнижным видам – краснозобой казарке и малому лебедю. Оснащенный специальным оборудованием самолет-лаборатория совершал полеты над самыми благоприятными для миграционных остановок птиц районами.

Исследователи старались оценить значимость дельты реки Енисей для водоплавающих и околоводных птиц в период их осенней миграции. Орнитологи отметили в этих районах перемещения малых лебедей, гусей, уток и чаек. Также они проводили фотосъемку всех встреченных на маршруте птиц. Запас данных накоплен большой, поскольку всего удалось сделать более 67 тыс. фотографий. Полученные сведения позволят уточнить численность и видовой состав стай, а также отдельных особей и определить координаты их гнездования. Анализ собранных данных поможет ученым получить комплексное представление о распределении птиц, в том числе редких и охраняемых видов, в этом районе Арктики. В ходе экспедиции ученые обследовали также берега Енисейского залива и прилегающих участков побережья Карского моря, где были отмечены скопления чаек и зарегистрирована активная миграция гусей.

Все эти исследования проводятся в рамках программы «Роснефти» по сохранению биоразнообразия, которая называется «Тамура». Название программы связано с одной из версий происхождения региона, согласно которой Таймыр получил свое название от древнетунгусского слова «тамура», что значит «ценный, богатый». Программу выполняет Арктический научный центр «Роснефти», проект чрезвычайно масштабный – с 2024 по 2027 год на Таймыре планируют провести исследование популяций северного оленя, белого медведя, а также рыб в устье реки Енисей. Всего за четыре года предполагается организовать 10 экспедиций.

Как уже сообщала «Независимая газета», в этом сезоне ученые проводили полевые работы по изучению птиц на Бреховских островах. Тогда орнитологи преодолели более 400 км, разыскивая редкие виды птиц, находящиеся в Красной книге. Экспедиция обнаружила на севере Красноярского края гнездовья сапсана и краснозобой казарки. Также были зафиксированы места обитания еще нескольких десятков редких видов птиц. Полевые работы вели ученые Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, которые обследовали север Красноярского края, важный с точки зрения изучения флоры и фауны регион всего российского Севера. Территория Бреховских островов в дельте реки Енисей, по данным орнитологов, является местом гнездования и миграционных остановок водоплавающих птиц, и потому исследование условий их обитания в этой местности имеет большое прикладное природоохранное и научное значение.

Экспедиция изучила территории по реке Танама, левому притоку Енисея. Специалисты проверяли достоверность немногочисленных научных данных, согласно которым там расположены основные места гнездования краснозобой казарки и сокола-сапсана. Исследователи проводили работы и на Бреховских островах. Это уникальная территория, входящая в список водно-болотных угодий международного значения, на которой обитают более 100 видов водоплавающих и околоводных птиц, а еще примерно 60 видов гнездятся.

Для того чтобы найти редкие виды птиц, занесенных в Красную книгу, ученые преодолели сотни километров, проводили полномасштабный лодочный и пеший учет птиц, исследовали фауну озер и заболоченных участков, а также выполняли авиаучет. В результате удалось обнаружить гнезда сапсана и краснозобой казарки, а также зафиксировать 58 видов птиц, среди которых водоплавающие синьга и морянка, а также сибирские теньковки, белобровики и бурые дрозды. Проведенные при поддержке «Роснефти» исследования помогут ученым разработать меры по защите среды обитания краснокнижных и ценных видов птиц, среди которых белоклювая гагара, орлан-белохвост, сапсан, малый лебедь, краснозобая казарка и пискулька.

Арктический научный центр «Роснефти» за 12 лет уже провел более 50 экспедиций, в ходе которых ученые исследовали гидрометеорологические, геологические и биологические особенности региона. Работа ученых позволила получить большой объем уникальной информации о климатических особенностях, природе и животном мире российского Крайнего Севера. Например, напомним, в середине августа из поселка Диксон Красноярского края стартовала научно-исследовательская экспедиция, которая изучала популяцию белого медведя в акватории Карского моря. Белый медведь признан учеными одним из биоиндикаторов арктических экосистем, и исследование его популяции и отдельных особей позволяет специалистам оценить с научной точки зрения природу Арктики. Исследования также велись в рамках программы «Тамура».

Ученые впервые провели на северо-западном побережье полуострова Таймыр полномасштабный авиаучет численности белых медведей на суше в безледный период. В этом сезоне для изучения популяции белого медведя Карского моря ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН при поддержке компании «РН-Ванкор» вели обследование прибрежной территории и прилегающих островов Карского моря, используя вертолеты. Исследователи с помощью фоторегистрации оценили половозрастной состав медведей и определили общее состояние популяции. Специалисты взяли пробы крови и шерсти для лабораторных, в том числе генетических, исследований, результаты которых позволят сделать выводы о состоянии здоровья краснокнижных хищников.

Определить маршруты сезонной миграции белых медведей, зафиксировать места их активности и кормления помогут специальные передатчики со спутниковыми радиометками, которые зоологи закрепили на некоторых особях. В предыдущие годы в ходе экспедиций передатчики уже вешали на шеи медведей, однако, как рассказывали ученые, из-за особенностей анатомии животных метить удавалось только самок – с самцов ошейники часто слетали. В связи с этим, как полагали исследователи, сведения о перемещениях животных могли оказаться неполными. В ходе нынешней экспедиции впервые в российской практике передатчики надели не только на самок, но и на самцов – им устанавливают особые ушные радиометки. В 2024 году исследовательские работы по изучению популяции белых медведей Карского моря только стартовали, они продолжатся весной 2025 года на припайном и дрейфующем морских льдах. В ходе предыдущих экспедиций компании удалось организовать 120 часов авиаоблетов – за это время ученые более 500 раз регистрировали и одиночных особей, и группы из нескольких медведей. Десятки животных были обследованы, а на некоторых закреплены радиопередатчики. Специалисты взяли более 500 биологических проб, которые затем были проанализированы в лабораторных условиях. Результаты исследований были опубликованы в научных журналах, а также в экологических атласах морей России, издаваемых «Роснефтью» совместно с компанией «Иннопрактика».

Нужно отметить, что по программе «Тамура» ученые исследуют не только белого медведя. Еще один вид, признанный биоиндикатором арктических экосистем – дикий северный олень. В июле из Норильска стартовала экспедиция, которая занимается изучением диких северных оленей на Западном Таймыре. «Роснефть» организует экспедиции для исследования разных популяций этого животного с 2014 года. За 10 лет представители Сибирского федерального университета (СФУ) смогли провести наземные и авиационные учеты на территории Эвенкии и Таймыра. Используя спутниковые ошейники, они впервые проследили полный годовой цикл миграции оленей, смогли выявить сезонные особенности поведения животных, изучить особенности их перемещения в зависимости от погодных условий и других факторов. В нынешнем сезоне на Западном Таймыре научные сотрудники СФУ оценивают численность местной популяции и определяют пути ее миграции. Для этого специалисты использовали водный транспорт и гидросамолет-амфибию. Исследователи в рамках стартовавшей в Норильске экспедиции прошли более 1000 км по реке Пясине и ее крупным притокам. Полученные сведения позволили сформировать полное представление о современном состоянии экосистемы Таймыра и факторах, которые оказывают на нее влияние.

В июне в ходе экспедиции, поддержанной дочерней компанией «РН-Уватнефтегаз», исследователи смогли сделать вывод о существовании в Уватском районе локальной устойчивой популяции лесного северного оленя. Этот редкий вид, включенный в Красную книгу Тюменской области, представители Тобольской научной станции Уральского отделения Российской академии наук изучают с 2022 года. Прошедшим летом были проведены научные работы в Уватском районе. Например, был организован аэрофотомониторинг с использованием авиационного комплекса «Орлан-10». Это позволило исследователям получить, а затем проанализировать более 30 тыс. снимков высокого разрешения. На оленьих тропах устанавливались фотоловушки, зафиксировавшие около 60 появлений особей изучаемого вида. Материалы экспедиции позволили ученым оценить половозрастной состав и образ жизни оленей, выявить места их скоплений и маршруты миграции.