Графика rawpixel, 123RF Free Images
31 июля 2024 года издание Times Higher Education опубликовало статью под названием «Российские исследования становятся все более изолированными на фоне конфликта в Украине» (Russian research «increasingly isolated» amid Ukraine war). Эта статья привлекла наше внимание, поскольку ее тематика совпадает с нашим собственным исследованием «Влияние геополитики на исследовательскую деятельность и международное сотрудничество в науке: на примере России» (The Influence of Geopolitics on Research Activity and International Collaboration in Science: The Case of Russia), которое 12 апреля 2024 года было опубликовано в журнале Scientometrics. Об этом исследовании мы писали ранее в статье в «НГ-науке»: Дмитрий Кочетков, «Как геополитика влияет на международное сотрудничество в научной сфере» (см. «НГ» от 22.11.23).
Учитывая, что наши выводы частично противоречат выводам, изложенным в статье в Times Higher Education, мы считаем важным поделиться нашей точкой зрения. Более того, проблема представляется нам более сложной, чем кажется на первый взгляд.
Наши данные показывают, что доля публикаций, выполненных в рамках международного сотрудничества, остается относительно стабильной с февраля 2022 года. Обновленные данные указывают на то, что тенденция сохранится и в 2024 году (таблицы 1 и 2). Тем не менее мы наблюдаем значительное снижение доли России в общем количестве публикаций в мире, что явно отличается от тенденций в других крупных странах.
Парадоксально – количество публикаций упало, но доля публикаций, выполненных в рамках международных коллабораций, осталась практически без изменений. Возможно, это свидетельствует о некотором адаптационном потенциале международного научного сотрудничества: научные сообщества лишь частично прекращают сотрудничество во времена санкций и геополитической напряженности. Это мнение выражено в нескольких официальных заявлениях, которые цитируются во введении к нашей статье в Scientometrics.
Однако, как показано в нашем исследовании, есть существенные различия между научными областями. В социальных и гуманитарных дисциплинах сотрудничество может осуществляться без государственного финансирования, на основе личных отношений и индивидуальной инициативы (наш исследовательский проект является хорошим примером такого рода взаимодействия). И наоборот, естественные науки в большей степени зависят от крупной научной инфраструктуры и государственной поддержки, поэтому влияние геополитической напряженности в этой области может быть более выраженным.
Ниже мы попытались ответить на два вопроса, касающихся влияния текущего геополитического кризиса на развитие науки с национальной и глобальной точек зрения.
Дата сбора статистики: 22.07.2024. Источник данных: Science Citation Index Expanded (SCI-E) – индекс цитирования по точным, естественным, медицинским и техническим наукам; Social Sciences Citation Index (SSCI) – индекс цитирования по социальным наукам; Arts & Humanities Citation Index (AHCI) – индекс цитирования по гуманитарным дисциплинам. Все эти индексы – составные части Web of Science Core Collection |
Как изоляция повлияет на исследовательскую экосистему страны?
Научная экосистема глобальна, но ресурсы и организации, проводящие исследования, в основном являются национальными. Наши результаты показывают уязвимость национальной системы. Научные знания до сих пор создавались совместно, несмотря на границы и оборонные альянсы, но есть признаки того, что ситуация меняется. Отметим, что помимо России наиболее очевидным изменением в научном сотрудничестве за последние годы стало ухудшение отношений в научной сфере между двумя крупнейшими научными державами – Китаем и США.
Какой ущерб текущая ситуация нанесет глобальной исследовательской системе?
Наука – это глобальное предприятие. Нобелевский лауреат Константин Новоселов утверждает, что «знания принадлежат человечеству так же, как воздух, которым мы дышим, океаны, по которым мы плаваем, и солнечный свет, которым мы наслаждаемся» (2003). Однако реальностью становится все большее число ограничений в международном научном сотрудничестве. Там, где совсем недавно мы наблюдали политику открытой науки, теперь политика безопасности и идея о том, что научное партнерство должно осуществляться в рамках оборонных альянсов.
Если это произойдет, то сильно изменит глобальную модель сотрудничества. Недавно, 19 июля 2024 года, в Джорджтаунском журнале международных отношений вышла статья «Использование научной дипломатии во время конфликтов» (Leveraging Science Diplomacy in Times of Conflict). Авторы высказывают опасения, что научный протекционизм угрожает инновациям, решению международных проблем и потенциалу научной дипломатии.
Феномен научного протекционизма основывается на вере в то, что новые знания создаются внутри страны или региона и что необходимо контролировать научный обмен между странами или регионами. «Научный протекционизм» – относительно новый термин, и какого-то устоявшегося определения на сегодняшний день нет. Мы понимаем его как государственный контроль над международным научным сотрудничеством с целью обеспечения приоритета национальной науки (это может быть как отдельная страна, так и объединение стран) и реализации геополитических стратегий, чаще всего с помощью ограничительных мер. В то же время научная дипломатия признает тот факт, что новые знания создаются учеными в разных странах и регионах, которые зависят от вклада друг друга. Благодаря научной дипломатии мы можем использовать международное научное сотрудничество для решения глобальных проблем человечества.
Возможный ущерб от нынешнего геополитического кризиса связан не только и не столько с количеством публикаций, сколько с тем фактом, что новые поколения ученых будут расти в атмосфере конфронтации. Мы уже видим изменения в международной мобильности и моделях сотрудничества среди студентов и молодых ученых. Мы хотели бы подчеркнуть, что такого уровня изоляции не было даже во времена холодной войны. Наука всегда выполняла миротворческую функцию, но в настоящее время возможности для научной дипломатии и обмена опытом стремительно сокращаются.
***
Лин Чжан – профессор Департамента информационного менеджмента Уханьского университета (КНР), приглашенный профессор Центра мониторинга исследований и разработок Лёвенского католического университета (Бельгия);
Чжэ Чао – аспирант Школы информационного менеджмента Уханьского университета (КНР);
Гуннар Сивертсен – профессор-исследователь Северного института исследований в области инноваций, научных исследований и образования (NIFU) в Осло (Норвегия);
Дмитрий Кочетков – доцент кафедры теории вероятностей и кибербезопасности РУДН им. П. Лумумбы, старший научный сотрудник сектора прогнозирования и формирования приоритетов в сфере науки и инноваций Института проблем развития науки РАН. Также является докторантом Центра исследований науки и технологий Лейденского университета (Нидерланды).