Газета Наука Печатная версия

10.09.2024 18:39:00

Углубляясь в мозговые извилины

Несмотря на возросшую мощь исследовательского оборудования, ученые все так же далеки от понимания того, что такое сознание

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: мрт, пэт, мозг, сознание, анатомия, биология

мрт, пэт, мозг, сознание, анатомия, биология Карта корковых полей мозга: красное визуальное (зрительное), оранжевое слуховое, темно-серое моторное, соматосенсорное (чувствительное) зеленое. Иллюстрация Physorg

До создания МРТ ученые вынуждены были узнавать о мозге по тем картинкам (images), которые они видели под микроскопом. На их основании был сделан вывод о том, что мозг В.И. Ленина, вождя первого социалистического государства, под микроскопом ничем не отличается от мозга других людей. Ученые сообщили это в начале мая 1934 года представителям московского партактива.

В качестве «подспорья» использовался атлас корковых полей, клеточные характеристики которых выявил немецкий нейроанатом Корбиниан Бродман, опубликовавший свою работу в 1909 году. Сегодня у нейробиологов помимо разных видов магнитно-резонансных томографов (МРТ) есть позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), позволяющая увидеть вещества в живом мозге, а также электроэнцефалография (ЭЭГ) в сочетании с компьютером.

Прибавьте к этому оптогенетику, позволяющую «включать» гены с помощью лазера. А не так давно был разработан и внедрен в лабораторную практику метод полиомики. Он сочетает исследование генома, протеома (совокупности белков) и транскриптома (РНК-копий активных генов). Неудивительно, что ученые используют в своих исследованиях и различные «расширяющие сознание» вещества.

Новые инструменты позволили уточнить предложенную Бродманом цитоархитектонику, то есть клеточную архитектуру коры головного мозга. Соотечественники Бордмана из Исследовательского центра в г. Юлих представили карту функциональных систем коры головного мозга человека, учитывающую также молекулярные характеристики нейронов и их транскриптомы. Отчет об этой работе немецкий ученых опубликован в журнале Nature. Немцы показали вариабельность экспрессии (активности) генов. В частности, 53 участвующих в синтезе нейротрансмиттеров. В частности, аминокислоты – глютаминовая и ГАМК (гамма-аминомасляная). Вторая является главным «успокоительным» мозга, обеспечивая центральное торможение – эффект, открытый русским ученым Иваном Сеченовым.

Однако бодрые отчеты не должны обманывать в силу того, что ученые, которые тоже рассуждают о природе сознания, очень мало знают о предмете своих исследований и раздумий. Год назад тот же Nature вспоминал спор между нейробиологом К. Кохом и далеким от биологии Д. Чалмерсом, состоявшийся в далеком 1998 году. Кох уверял оппонента, что к 2023 году наука будет все знать о механизме, посредством которого нейроны мозга продуцируют сознание. Оба исследователя по истечении четверти века вынуждены были признать на встрече Ассоциации научного изучения сознания в Нью-Йорке, что природа главного отличительного свойства человека далека от понимания.

И это при том, что за прошедшие годы Чалмерс стал директором Исследовательского центра, изучающего мышление и мозг в Нью-Йоркском университете (Center for Mind and Brain). Его же оппонент теперь сотрудник Научного института мозга в Сиэтле. Этот институт публикует одну за другой 3D-карты мозга. Пока, правда, мозга только мухи дрозофилы и лабораторной мыши.

Будет ли наука еще через четверть века в состоянии доходчиво и просто рассказать «забавляющимся» дилетантам (от лат. delecto, давшее всем известное delete), удовлетворяющим свое любопытство, что же такое сознание…