Газета Наука Печатная версия

13.08.2024 20:37:00

Уникальная экспедиция по изучению краснокнижных птиц прошла на севере Красноярского края

Ученые-орнитологи при поддержке "Роснефти" получили важные сведения о местах обитания редких видов

Тэги: научная экспедиция, красноярский край, краснокнижные птицы, роснефть

научная экспедиция, красноярский край, краснокнижные птицы, роснефть Изучение птиц Арктики имеет большое природоохранное и научное значение. Фото с сайта www.rosneft.ru

Участники научной экспедиции, организованной на Бреховских островах, реках Яра и Танама, обнаружили гнездовья краснокнижных птиц – сапсана и краснозобой казарки, а также зафиксировали места обитания еще нескольких десятков редких видов птиц. Подобные исследования на этой орнитологической территории международного значения проводятся впервые за 30 лет. Стартовавшая в июле экспедиция открыла новый цикл корпоративной программы «Роснефти» по сохранению биоразнообразия арктических экосистем, в рамках которой ученые до 2027 года будут работать на полуострове Таймыр.

Полевые работы проводили ученые Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН. Орнитологи впервые изучили краснокнижные виды птиц на Бреховских островах Таймыра, а также реках Яра и Танама. Исследования проводятся в рамках корпоративной программы крупнейшей нефтяной компании страны по сохранению биоразнообразия, получившей название «Тамура». Название связано с одной из версий происхождения имени самого острова, согласно которой свое название Таймыр получил от древнетунгусского слова «тамура», что значит «ценный, богатый».

Север Красноярского края – важный регион с точки зрения изучения флоры и фауны всего российского севера. Территория Бреховских островов в дельте реки Енисей, как считают ученые, является местом гнездования и миграционных остановок водоплавающих птиц. Исследование условий обитания имеет большое прикладное природоохранное и научное значение. В первую очередь экспедиция взялась за исследования территории по реке Танама, левому притоку Енисея. Ученые проверяли достоверность немногочисленных научных данных, согласно которым в этой местности располагаются основные места гнездования краснозобой казарки и сокола-сапсана, занесенных в Красную книгу. Исследования проводились и на Бреховских островах. Эта территория входит в список водно-болотных угодий международного значения, там обитает более 100 видов водоплавающих и околоводных птиц, а еще примерно 60 видов в этом месте гнездятся. Группа из 50 небольших речных островов на юго-западе полуострова Таймыр выделена в особый заказник «Бреховские острова». Сочетание проток, островов и болот формирует удивительный пейзаж, а также обеспечивает защиту представителям животного мира, которые обитают там.

План экспедиции предусматривал проведение полномасштабных лодочных и пеших учетов птиц, исследование фауны озер и заболоченных участков, а также авиаучет. Ученым пришлось преодолеть более 400 км в поисках редких видов, занесенных в Красную книгу. В результате были обнаружены гнезда сапсана и краснозобой казарки, всего же удалось зафиксировать 58 видов птиц. Среди них водоплавающие синьга и морянка, а также сибирские теньковки, белобровики и бурые дрозды. Ожидается, что проводимые исследования позволят разработать меры по защите наиболее важных сред обитания краснокнижных и ценных видов птиц, среди которых белоклювая гагара, орлан-белохвост, сапсан, малый лебедь, краснозобая казарка и пискулька.

На ближайшие четыре года запланировано 10 экспедиций Арктического научного центра «Роснефти». Компания выполняет самую масштабную со времен СССР программу изучения Крайнего Севера. За 12 лет удалось провести уже более 50 экспедиций, во время которых исследователи изучали гидрометеорологические, геологические и биологические особенности Арктики. Это позволило собрать уникальный массив информации о климатических особенностях, природе и животном мире Арктики. Как уже сообщала «Независимая газета» (см. номер от 02.07.24), в июле в рамках программы «Тамура» на западном Таймыре стартовала полевая экспедиция по учету диких северных оленей. Планируется также изучить популяцию белого медведя. В ходе исследований специалисты используют самое современное оборудование, в том числе самолеты полярной авиации и самолеты-лаборатории с тепловизорами нового поколения, а также морские и речные суда разных типов. Исследования отдельных особей медведей позволяют получить биологические образцы для лабораторных работ, которые будут выполняться в том числе молекулярно-генетическими методами.