0
44751
Газета Наука Печатная версия

26.06.2024 09:00:00

Где растет новая технологическая элита

Передовые инженерные школы ведущих вузов готовят настоящих профессионалов для современных индустрий

Тэги: Наука и университеты, Передовые инженерные школы, образование, пиш, пермь, уфа, Конкурс Снимай науку


181616_a.jpg
В «Гараже» из лежащих на полках устройств,
деталей и комплектующих студентам нужно
создавать работающие механизмы. 
Фото с сайта uust.ru
Выбирая свой будущий вуз, абитуриенты хотят получить востребованную и хорошо оплачиваемую профессию, которая позволит им не затеряться на рынке труда. Сейчас особо популярными являются научно-технические, инженерные специальности. И это долгосрочная тенденция: для обеспечения кадрами передовых промышленных отраслей нужно много высококлассных технарей. Благодаря национальному проекту «Наука и университеты» и федеральному проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ) в стране формируется инфраструктура подготовки инженеров наивысшего уровня.

Передовые инженерные школы создаются ведущими вузами вместе с индустриальными партнерами. Сейчас действуют уже 30 ПИШ, в этом году начинают работу еще 20, а к 2030 году всего будет создано 100 передовых инженерных школ. К концу 2023 года количество студентов передовых инженерных школ превысило 6 тыс. человек. К обучению в них привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования. До конца 2024 года участие в профориентационных программах на площадках передовых инженерных школ примут свыше 36 тыс. учащихся.

Цель проекта – поддержка технологического суверенитета страны и обеспечение российской экономики, ее высокопроизводительных секторов критически важными технологиями и специалистами. Деятельность ПИШ строится вокруг приоритетных задач, которые стоят перед национальной экономикой. С передовыми инженерными школами уже работают свыше 160 индустриальных партнеров, среди которых «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Сибур Холдинг», «Газпром нефть». Индустриальные партнеры специализируются в различных областях, например биотехнологиях в сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, авиационной и ракетно-космической технике, атомной энергетике, медицинском приборостроении, информационных технологиях. Вот лишь несколько примеров задач, которые решают ПИШ.

Новации Пермского политеха

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете создана Передовая инженерная школа, где совместно с ИТ-компанией «Ланит» были разработаны и внедрены новые подходы к обучению инженеров в сфере газотурбинного двигателестроения. Универсальная методика включает все этапы конструкторской проработки – от расчетов до изготовления и сборки – и подходит для всех высокотехнологичных отраслей: выпускники, прошедшие обучение, смогут применять полученные знания на любом предприятии.

«Зачастую многие дисциплины инженерного профиля решают важные задачи, но локально. Базовые знания деталей машин, сопротивления материалов, теоретической механики и других предметов – это основа инженерной подготовки. Но в реальном производстве есть конечное изделие, и специалисту важно обеспечить требуемые выходные параметры этого изделия, сборку и последующую эксплуатацию, – отметил руководитель ПИШ «Высшая школа авиационного двигателестроения» Тимур Абляз. – На производстве не проводят расчетов абстрактных типовых конструкций, и принятые технологические решения должны быть обоснованы. Для студента важно показать взаимосвязь производственных результатов на этапе обучения».

«Например, полученный расчет на прочность вала далее берется за основу расчета редуктора. Полученные 3D-модели собираются не только на экране, но и в готовом изделии. Если была допущена ошибка на этапе расчетов и не применялась методология контекстного проектирования изделия, то высок риск искажения дальнейших решений, – пояснил он. – Ценой такой неточности может стать разрушение всего изделия на испытательном стенде. Тогда предприятие понесет убытки и потеряет временной ресурс».

Процесс инженерного проектирования по новой методологии выглядит следующим образом, рассказал руководитель отдела по работе с вузами департамента цифровой трансформации машиностроения «Ланит» Сергей Руман: «После того как сформированы требования к изделию, определяется его общий облик и то, как будут выглядеть и действовать его крупные блоки, с дальнейшей декомпозицией до составных частей. Затем формируют технологический процесс изготовления деталей и сборки конструкции, осуществляется процесс планирования и управления производством. Чтобы сократить цикл разработки, методологией предусмотрено параллельное проектирование: все пользователи работают совместно в одной системе. Единая и актуальная для всех участников процесса среда позволяет снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий. В результате студентам становится ясно, для чего выполняются определенные действия, кажущиеся им на первый взгляд лишними, и каким образом все необходимые операции реализуются в системе».

В основу программы положен опыт компании «Ланит» в цифровизации производственных процессов в тяжелом машиностроении. Слушатели курса осваивают технологии создания электронной модели изделия газотурбинных двигателей с использованием различных программных решений – такая модель является базой для дальнейшего выстраивания цифровых процессов жизненного цикла. Выпускники смогут качественно выполнять задачи по разработке новых изделий и оцифровке существующих.

Разработка внедряется в обучение студентов профильным дисциплинам «Технология машиностроения» и «Анализ размерности в машиностроении». Для этого в ПИШ созданы высокотехнологичные учебные пространства, что позволяет готовить специалистов, соответствующих запросам индустриального партнера.

«Гараж» для уфимских студентов

Оригинальный способ развить творческие навыки студентов разработали в Передовой инженерной школе «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ). Здесь открылся студенческий инженерный центр «Гараж», принципы работы которого аналогичны обычному гаражу: из лежащих на полках устройств, деталей и комплектующих нужно создавать работающие механизмы.

«Гараж» открыт для студентов с раннего утра до позднего вечера. Ребята программируют микроконтроллеры, создают электрические машины и приборы, учатся 3D-моделированию в программном продукте «Компас-3D», а также готовят смету проекта и совершают закупки недостающих комплектующих. Для студентов доступны консультации специалистов ПИШ и поддержка по финансовому сопровождению. Оборудование «Гаража» регулярно пополняется благодаря стараниям производственных отделов ПИШ и по запросам самих учащихся.

Студентов первых курсов познакомили с работой «Гаража» в ходе проектной недели. Ребята разбились на команды и разработали свои первые продукты: беспроводное зарядное устройство для электросамокатов, пушку Гаусса для страйкбола, глушитель сотовой связи, прототип электродвигателя для проведения физических экспериментов, умный счетчик электроэнергии с дистанционным управлением через телеграм-бот, электрогенератор. Как пояснил директор ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ Вячеслав Вавилов, проектная неделя помогает студентам сформировать запрос на новые знания и технологии, самостоятельно их осваивать, а также понимать, что и для чего им нужно в образовательном процессе. 

Конкурс «Снимай науку!»

Конкурс научного фото и видео «Снимай науку!», который традиционно проводится телеканалом «Наука» при поддержке национального проекта «Наука и университеты», позволяет прикоснуться к науке, еще не поступив в высшее учебное заведение. Принять участие в нем могут как профессионалы, так и любители. В конкурсе оцениваются фотографии и видеоролики, связанные с наукой. Общий призовой фонд составляет около 1 млн руб.

С каждым годом конкурс масштабируется и привлекает все больше талантливых авторов фотоснимков и видеосюжетов об удивительном мире науки, которые не только иллюстрируют его красоту, но и открывают все новые грани.

2 апреля в рамках «Снимай науку!» стартовал видеоконкурс: до 2 сентября все желающие могут представить свое научное видео. Новшество этого года – интернет-голосование: каждый пользователь сможет проголосовать за понравившуюся видеоработу из шорт-листа. Победитель получит 200 тыс. руб. Кроме того, по усмотрению организатора один из участников конкурса может получить возможность снять собственную передачу для телеканала «Наука».


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1644
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3033
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6424
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9242

Другие новости