Проектирование железнодорожных станций и узлов, организация сортировочной работы на сети железных дорог благодаря трудам академика В.Н. Образцова стали самостоятельной областью научных исследований. Фото Владимира Захарина
Владимир Николаевич Образцов – выдающийся русский и советский ученый, педагог, организатор в сфере транспорта. Академик АН СССР с 1939 года. Генерал-директор движения первого ранга. Лауреат двух Сталинских (1942, 1943) премий.
Родился Владимир Образцов 18 июня 1874 года в городе Николаев Российской империи, в купеческой семье. Так что в 2024-м – его 150-летие. В 1892 году окончил с золотой медалью Николаевскую гимназию и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Окончил его в 1897 году по специальности «инженер-железнодорожник».
Карьера Владимира Образцова началась в качестве изыскателя на строительстве Московско-Виндавской дороги. Что значили изыскательские работы в ту эпоху, поясняет кандидат географических наук Владимир Эрикович Булатов, хранитель картографического фонда Исторического музея. До ж/д строительства определение превышений, разниц высот между точками местности (нивелирования) в России не проводилось. Для определения уклонов Московско-Виндавской дороги изыскатели впервые стали применять третью координату.
Опыт работы в службе пути на Николаевской, Московско-Курской дорогах помог Образцову в создании его первого самостоятельного проекта: реконструкции станции Иваново Московско–Ярославско–Архангельской дороги (1901). Успех этой работы принес молодому инженеру известность среди российских путейцев. Проект был опубликован в журнале «Инженерное дело» № 3 за 1903 год.
После Октябрьской революции, в 1922–1929 годах, под руководством к тому времени уже профессора Владимира Образцова было проведено объединение почти всех крупных ж/д узлов страны, что значительно улучшило работу железных дорог. Он руководил реконструкцией Ртищевского железнодорожного узла, важнейшего пункта Юго-Восточной железной дороги на пересечении линий Саратов–Тамбов и Пенза–Поворино. В 1927 году В.Н. Образцова командировали в Китай для работы по развитию Харбинского транспортного узла на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).
При этом Владимир Николаевич успевал заниматься и сугубо научной, аналитической работой. Он опубликовал более 300 научных трудов, основанных на богатом опыте инженера-практика. Они посвящены проектированию железнодорожных станций и узлов, организации сортировочной работы на сети железных дорог, взаимодействию служб железной дороги и других видов транспорта. Эти сферы до Образцова были отсталым, не имевшим исследовательской базы разделом транспортной науки. Он первым в России понял значение станций и узлов для работы транспорта в целом. Предвосхитив известный сегодня в кибернетике принцип «расшивания узких мест», он научился сам, а затем научил других проектировать станции и узлы так, чтобы они не сдерживали общее движение составов (бытовое определение «бутылочное горлышко»).
Академик Владимир Образцов участвовал в переустройстве самого крупного в стране Московского железнодорожного узла. Фото с сайта www.ras.ru |
Свои научно-практические выводы Владимир Николаевич Образцов передал нескольким поколениям путейцев. Он стал основателем и руководителем факультета «Эксплуатация железных дорог» в Российском университете транспорта (МИИТ). Там он создал первую в стране (1923) кафедру «Станции и узлы» и руководил ею до конца жизни. В 1934 году отдельные транспортные вузы СССР объединили в составе МИИТ. Факультет «Станции и узлы» преобразовали в кафедру при Эксплуатационном факультете. По специальному заданию Наркомата путей сообщения из специалистов МИИТ были сформированы две бригады под руководством профессора В.Н. Образцова и его ученика С.В. Земблинова. Бригады обследовали 35 крупнейших станций и узлов страны. В итоге это дало начало переустройству железнодорожных узлов Москвы, Ленинграда, Донбасса, Кузбасса, станций Ярославль, Пермь и др.
Решая важнейшие государственные задачи, академик Образцов и руководимые им коллективы сотрудников МИИТ разработали важнейшие теоретические вопросы. Созданный им капитальный труд «Железнодорожные узлы» (1933) стал научной основой для целой серии учебников «Станции и узлы». С 1939 года и до конца жизни он возглавлял секцию по научной разработке проблем транспорта Академии наук СССР.
В 1935–1940 годах академик Образцов возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). За это время он сумел создать экспериментальную базу института. Став членом Президиума Академии наук СССР, он руководил секцией по научной разработке проблем транспорта, был членом Госплана СССР и техсовета Днепростроя, проектировал «Уралмашзавод».
Число примеров влияния трудов Образцова на городской транспорт пополнила война. Ученые Секции по научной разработке проблем транспорта под его руководством успешно решили задачи по разработке мероприятий по снижению искрения в контактном проводе трамваев и троллейбусов, демаскирующие город ночью.
Академик Образцов участвовал в переустройстве главного и самого крупного в стране Московского железнодорожного узла. Это именно по его инициативе сложилась структура радиального размещения железных дорог на территории Москвы. Уже в 1920 году он научно обосновал необходимость пропуска поездов в центральные районы Москвы. В работе «Московский узел и основные идеи его переустройства» (1925) и ряде других статей он сформулировал принципы связи будущего метрополитена и трамвая с движением пригородных поездов.
И переустройство XXI века, введение в эксплуатацию Московских Центральных диаметров: МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4 – реализация его идей, обеспечивающих повышение общей пропускной способности Московского железнодорожного узла. Особенно это важно для пригородных электричек. Сравните пропускную способность вокзала с несколькими тупиковыми платформами, где поезда сначала требуется «распасовать» по десятку стрелок, выпустить пассажиров, машинистам перейти из головного – в хвостовой вагон и после, так же ожидая очереди на стрелках, пойти обратно, «в сторону области». Сквозное движение по Центральным диаметрам полностью убирает затраты времени на эту обработку, на разворот, загрузку стрелочного хозяйства.
Работы академика Образцова «Железная дорога в городе», «Транспорт в планировке города», «К вопросу о комплексной теории транспорта» и др. доказывали необходимость комплексного развития железнодорожного, автомобильного, воздушного, городского и промышленного транспорта преимущественно на работе наиболее сложного Московского железнодорожного узла. Однако выводы его работ легли в основу развития железнодорожных узлов и других крупных городов СССР.
Скончался Владимир Николаевич Образцов 28 ноября 1949 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Это в его честь Бахметьевская улица в Москве была переименована в улицу Образцова.
комментарии(0)